Рощин С.Ю. проректор ГУ-ВШЭ 20 октября 2010 Новые образовательные программы на базе самостоятельно устанавливаемых стандартов вузов Опыт разработки и внедрения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка образовательных стандартов НИУ ВШЭ: подходы, перспективы А.В.Серова, начальник Методического управления г.
Advertisements

Разработка ООП в соответствии с требованиями ФГОС.
ООП в соответствии со стандартами третьего поколения в бакалавриате экономического факультета.
Семинар для разработчиков учебных планов на 2011/2012 учебный год в НИУ ВШЭ Методическое управление Отдел методического сопровождения учебного процесса.
Научно-исследовательский семинар «Научно-исследовательский семинар в НИУ ГУ-ВШЭ: опыт проведения и задачи на 2010/2011 учебный год» 24 сентября 2010 г.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Проблемы формирования учебных планов при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС.
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение гимназия 8 г. Сочи учебный год.
ОПЫТ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Квалификация (степень) «БАКАЛАВР»
В. В. Радаев – первый проректор ГУ-ВШЭ Новые принципы построения магистерских программ (опыт ГУ-ВШЭ) РГГУ, 1 апреля 2009 г.
О РАЗРАБОТКЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ИТ-ОТРАСЛИ Петухова Т. П., декан МФ, к.ф-м.н, доцент.
Информационное сообщение о проекте модернизации бакалавриата в области техники и технологии Заместитель начальника методического управления Высшей школы.
ФАКУЛЬТЕТ ПРИКЛАДНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ Направление подготовки ПОЛИТОЛОГИЯ Отделение интегрированных коммуникаций Направление подготовки РЕКЛАМА.
НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: НОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА: АДАПТАЦИЯ ИДЕЙ VS НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМАЦИЯ.
Соколова Марина Владиславовна референт Департамента государственной политики в сфере высшего образования.
Организация профильного обучения по индивидуальным учебным планам (ИУП) Зам. директора по УВР С.В.Голикова.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Инструкция по разработке учебных планов модульных образовательных программ и рабочих учебных планов Т. РЫСҚҰЛОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ЭКОНОМИКАЛЫҚ УНИВЕРСИТЕТІ.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Транксрипт:

Рощин С.Ю. проректор ГУ-ВШЭ 20 октября 2010 Новые образовательные программы на базе самостоятельно устанавливаемых стандартов вузов Опыт разработки и внедрения

2

3 Ученый совет ГУ-ВШЭ в июле 2010 года, утвердил новые оригинальные стандарты Утверждено 17 образовательных стандартов НИУ по направлениям подготовки бакалавров, реализуемым в университете: «Экономика» «Международные отношения» «Менеджмент» «Бизнес-информатика» «Программная инженерия» «Прикладная математика и информатика» «Математика» «Социология» «Политология» «Реклама и связи с общественностью» «Журналистика» «Психология» «Юриспруденция» «Философия» «Культурология» «Востоковедение, африканистика» «История»

4 Объем программ в кредитах В целом объем образовательных программ направления подготовки бакалавров в зачетных единицах (кредитах) 240 единиц. Для ряда образовательных программ объем больше 240 кредитов: «Экономика», профиль специальных дисциплин «Мировая экономика» кредитов; «Востоковедение, африканистика» кредитов; «История» кредитов; «Международные отношения» кредитов; «Юриспруденция» кредитов; «Философия» кредитов; «Культурология» кредитов.

5 Принципиальные характеристики оригинальных образовательных стандартов ГУ-ВШЭ ограниченное количество дисциплин, изучаемых за 4 года бакалаврской подготовки в среднем 35-40; выделяется ядро дисциплин, формирующих базовые компетенции, как профессиональные, так и общеобразовательные, выделяется вариативный блок, в рамках которого студент может строить индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими интересами; дисциплины, не входящие в предметное ядро направления подготовки, но обеспечивающие общеобразовательные и социально-гуманитарные знания и компетенции (философия, психология, социология, история) сохранены, в ряде случаев осуществляется принцип выборности; в принятых стандартах сохраняется серьезная базовая подготовка по экономическим и менеджериальным дисциплинам, независимо от направлений подготовки, также осталось фундаментальное освоение иностранного языка, который изучается на протяжении четырех лет; для развития аналитических и исследовательских навыков и компетенций с первого курса во всех стандартах вводится научный семинар для бакалавров.

6 «Жесткое ядро» - до 10 дисциплин, обязательных для всех студентов с возможным удлинением преподавания данных дисциплин. Вариативно реализуются принципы укрупнения и усиления выборности в зависимости от специфики образовательной программы. Каждая дисциплина «жесткого ядра» преподается не менее одного года. Ее программа может состоять из нескольких модулей/элементов (в том числе, читаемых разными кафедрами) возможно построение связки из 2-3 дисциплин (в том числе, читаемых последовательно на разных курсах). Становится элективной основная часть социальных и гуманитарных дисциплин (связок дисциплин). Выбор в этом случае осуществляется между дисциплинами данного блока (профессиональные дисциплины в число альтернатив не включаются). Деление на обязательные и «связки» зависит от направления обучения. Если социальные и гуманитарные дисциплины не входят в ядро направления, а профессиональное ядро достаточно велико, то степень выборности может быть максимальной, охватывая все дисциплины данного блока. Если социальные и гуманитарные дисциплины входят в ядро данного направления, то число дисциплин, переводимых в статус элективов, должно быть меньше. Новые правила построения учебных планов

7 В целях развития исследовательских и аналитических компетенций на всех факультетах, начиная с 1 курса, в учебный план вводятся сначала профориентационные, затем проектно-исследовательские семинары, в рамках которых формируются: –интуиция соответствующего предметного поля, –представления о связи теории и практики в данной сфере, –аналитические, проектные, исследовательские навыки. Как часть образовательной программы, оцененной в кредитах, может рассматриваться участие студентов в «летних» школах, научно-учебных и проектно-учебных лабораториях, а также изучение дисциплин в зарубежных университетах. А также развитие формата «включенного обучения» когда, студенты прослушивают курсы в университетах партнерах и им это засчитывается, как часть освоения учебного плана в ГУ-ВШЭ. Новые правила построения учебных планов

8 Новая концепция преподавания английского языка Акценты на развитие коммуникативной компетенции, необходимой для академической и профессиональной деятельности на английском языке, Использования формата международных экзаменов при проведении промежуточной и итоговой аттестации студентов. Расширяется набор курсов, преподающихся на английском языке, для того, чтобы их могли выбирать иностранные студенты, приезжающие к нам для «включенного обучения» в рамках академической мобильности. А также для того, чтобы студенты ГУ-ВШЭ могли развивать практику академического и профессионального общения на английском языке.

Анализ базовых учебных планов 2009/2010 учебного показывает тенденцию сокращения числа дисциплин в среднем по образовательным программа бакалавриата Среднее количество дисциплин для бакалавров набора 2009г. (без учета факультативов) Среднее количество дисциплин для бакалавров набора 2010г.* (без учета факультативов) В 2010г. по сравнению с 2009г. число дисциплин сократилось в среднем на 48,229,219 * - новые образовательные программы на базе самостоятельно устанавливаемых стандартов вузов

10 Основные результаты внедрения учебных планов, сформированных на базе оригинальных стандартов в ГУ-ВШЭ учебный год Параметр (среднее, приходящееся на рабочий учебный план) ГУ-ВШЭ Москва Нижегородский филиал Санкт- Петербургский филиал Пермский филиал Аудиторная нагрузка/ самостоятельная работы 31,5% : 68,5%36,2% : 61,7%38,3% : 61,7%36% : 64% Средняя аудиторная недельная нагрузка 18,9 19,819,7 Формы итогового контроля (зачеты и экзамены) 14,614,714,513,9 Среднее кол-во дисциплин в РУП 1 курса бакалавров (без учета факультативов) 10,812,313,811,3

11 Спасибо за внимание!