Рощин С.Ю. проректор ГУ-ВШЭ 20 октября 2010 Новые образовательные программы на базе самостоятельно устанавливаемых стандартов вузов Опыт разработки и внедрения
2
3 Ученый совет ГУ-ВШЭ в июле 2010 года, утвердил новые оригинальные стандарты Утверждено 17 образовательных стандартов НИУ по направлениям подготовки бакалавров, реализуемым в университете: «Экономика» «Международные отношения» «Менеджмент» «Бизнес-информатика» «Программная инженерия» «Прикладная математика и информатика» «Математика» «Социология» «Политология» «Реклама и связи с общественностью» «Журналистика» «Психология» «Юриспруденция» «Философия» «Культурология» «Востоковедение, африканистика» «История»
4 Объем программ в кредитах В целом объем образовательных программ направления подготовки бакалавров в зачетных единицах (кредитах) 240 единиц. Для ряда образовательных программ объем больше 240 кредитов: «Экономика», профиль специальных дисциплин «Мировая экономика» кредитов; «Востоковедение, африканистика» кредитов; «История» кредитов; «Международные отношения» кредитов; «Юриспруденция» кредитов; «Философия» кредитов; «Культурология» кредитов.
5 Принципиальные характеристики оригинальных образовательных стандартов ГУ-ВШЭ ограниченное количество дисциплин, изучаемых за 4 года бакалаврской подготовки в среднем 35-40; выделяется ядро дисциплин, формирующих базовые компетенции, как профессиональные, так и общеобразовательные, выделяется вариативный блок, в рамках которого студент может строить индивидуальную образовательную траекторию в соответствии со своими интересами; дисциплины, не входящие в предметное ядро направления подготовки, но обеспечивающие общеобразовательные и социально-гуманитарные знания и компетенции (философия, психология, социология, история) сохранены, в ряде случаев осуществляется принцип выборности; в принятых стандартах сохраняется серьезная базовая подготовка по экономическим и менеджериальным дисциплинам, независимо от направлений подготовки, также осталось фундаментальное освоение иностранного языка, который изучается на протяжении четырех лет; для развития аналитических и исследовательских навыков и компетенций с первого курса во всех стандартах вводится научный семинар для бакалавров.
6 «Жесткое ядро» - до 10 дисциплин, обязательных для всех студентов с возможным удлинением преподавания данных дисциплин. Вариативно реализуются принципы укрупнения и усиления выборности в зависимости от специфики образовательной программы. Каждая дисциплина «жесткого ядра» преподается не менее одного года. Ее программа может состоять из нескольких модулей/элементов (в том числе, читаемых разными кафедрами) возможно построение связки из 2-3 дисциплин (в том числе, читаемых последовательно на разных курсах). Становится элективной основная часть социальных и гуманитарных дисциплин (связок дисциплин). Выбор в этом случае осуществляется между дисциплинами данного блока (профессиональные дисциплины в число альтернатив не включаются). Деление на обязательные и «связки» зависит от направления обучения. Если социальные и гуманитарные дисциплины не входят в ядро направления, а профессиональное ядро достаточно велико, то степень выборности может быть максимальной, охватывая все дисциплины данного блока. Если социальные и гуманитарные дисциплины входят в ядро данного направления, то число дисциплин, переводимых в статус элективов, должно быть меньше. Новые правила построения учебных планов
7 В целях развития исследовательских и аналитических компетенций на всех факультетах, начиная с 1 курса, в учебный план вводятся сначала профориентационные, затем проектно-исследовательские семинары, в рамках которых формируются: –интуиция соответствующего предметного поля, –представления о связи теории и практики в данной сфере, –аналитические, проектные, исследовательские навыки. Как часть образовательной программы, оцененной в кредитах, может рассматриваться участие студентов в «летних» школах, научно-учебных и проектно-учебных лабораториях, а также изучение дисциплин в зарубежных университетах. А также развитие формата «включенного обучения» когда, студенты прослушивают курсы в университетах партнерах и им это засчитывается, как часть освоения учебного плана в ГУ-ВШЭ. Новые правила построения учебных планов
8 Новая концепция преподавания английского языка Акценты на развитие коммуникативной компетенции, необходимой для академической и профессиональной деятельности на английском языке, Использования формата международных экзаменов при проведении промежуточной и итоговой аттестации студентов. Расширяется набор курсов, преподающихся на английском языке, для того, чтобы их могли выбирать иностранные студенты, приезжающие к нам для «включенного обучения» в рамках академической мобильности. А также для того, чтобы студенты ГУ-ВШЭ могли развивать практику академического и профессионального общения на английском языке.
Анализ базовых учебных планов 2009/2010 учебного показывает тенденцию сокращения числа дисциплин в среднем по образовательным программа бакалавриата Среднее количество дисциплин для бакалавров набора 2009г. (без учета факультативов) Среднее количество дисциплин для бакалавров набора 2010г.* (без учета факультативов) В 2010г. по сравнению с 2009г. число дисциплин сократилось в среднем на 48,229,219 * - новые образовательные программы на базе самостоятельно устанавливаемых стандартов вузов
10 Основные результаты внедрения учебных планов, сформированных на базе оригинальных стандартов в ГУ-ВШЭ учебный год Параметр (среднее, приходящееся на рабочий учебный план) ГУ-ВШЭ Москва Нижегородский филиал Санкт- Петербургский филиал Пермский филиал Аудиторная нагрузка/ самостоятельная работы 31,5% : 68,5%36,2% : 61,7%38,3% : 61,7%36% : 64% Средняя аудиторная недельная нагрузка 18,9 19,819,7 Формы итогового контроля (зачеты и экзамены) 14,614,714,513,9 Среднее кол-во дисциплин в РУП 1 курса бакалавров (без учета факультативов) 10,812,313,811,3
11 Спасибо за внимание!