Выбор темы исследовательской работы школьников Языкознание для всех-2012.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная работа по русскому языку. ФГОС ( старшая ступень ) Выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследовательской деятельности,
Advertisements

Русскому языку в школе по Научно-исследовательская работа.
Давыдова-Мартынова Елена Игоревна, учитель информатики, истории и права ГОУ гимназии 1517 г.Москва, аспирантка МГОУ Особенности индивидуального подхода.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Муниципальное образовательное учреждение «Вожбальская общеобразовательная школа» Формирование и развитие коммуникативной компетенции на уроках русского.
Зелова Ольга Григорьевна, методист Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Пригодич.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Элективные курсы: алгоритм создания Подготовила: Юдина С. М., учитель русского языка МОУ «Лицей 3» Норильск 2008.
Иностранный язык и развитие языковой личности в современном мире Направление подготовки «Лингвистика» Квалификация (степень) «Магистр»
Дидактическое и методическое обеспечение образования. Образовательная область «Филология» Кафедра языкового и литературного образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО.
Элективный курс Русский язык Коварные знаки препинания Авторы-составители Серёгина Л.М., Хорт О.А Издательство «Учитель», 2007 Разработчик: Серёдкина.
Конструирование учебно-методического комплекса. Учебно-методический комплекс является обязательной частью основной образовательной программы ВУЗ, разрабатывается.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
Правописание и культура речи Учитель русского языка Учитель русского языка и литературы и литературы Корчемкина Эльвира Григорьевна.
Элективный модульный блок СОВРЕМЕННЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: КУЛЬТУРНАЯ ПРАКТИКА, ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Элективный курс «Школьный редактор» для учащихся 9 класса Курс составлен на основе авторской программы Юсуповой С.С. Составитель: Власенко Ж.П. учитель.
Учебная программа курса по выбору. МОУ «Средняя общеобразовательная школа 9» г.Бийска Алтайского края Авторы: Иноземцева Л.В. Неверова Н.С. Матвеева Н.Н.
Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького В сборник включены программы для 5 – 9-х классов общеобразовательных учреждений,
Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
Транксрипт:

Выбор темы исследовательской работы школьников Языкознание для всех-2012

«Языкознание для всех»-2012: «Язык и профессия» терминология разных профессий; стилистические особенности речи представителей разных профессий; специфика научного, научно- популярного текста в разных предметных областях; языковые особенности общения в разных профессиональных группах; речевой этикет в разных профессиях; специфика типичных для разных профессий речевых жанров;

Направления конференции 2012 (продолжение) языковой портрет представителей разных профессий; «языковая кухня» профессий, связанных с языком; проявления языкового манипулирования в языке разных профессий; отражение речевого поведения представителей различных профессий в художественной литературе; сопоставление языка разных профессий, а также научной речи у разных народов.

Направление-проблема-тема учебно-исследовательской работы Направление исследования – объемное исследовательское пространство, которое может быть задано различными языковыми уровнями, сферами функционирования языка или разделами лингвистики Проблема -- противоречие, которое необходимо разрешить. Научный руководитель подталкивает школьника к обнаружению этих противоречий через рефлексию, путем анализа языкового материала, путем постановки проблемных задач. Проблема в изучении русского языка, которая уточнена и конкретизирована, исследование которой предложено на конкретном языковом материале, превращается в тему исследовательской работы.

Что такое «хорошая тема» Отвечает целям развития личности школьника, т.е: выбирается без принуждения; интересна исследователю; расширяет знания учащихся о мире и о самом себе; интересна научному руководителю. Обусловлена учебным и научным характером учебно- исследовательской работы школьников: содержит в себе проблему, требующую разрешения; следует традиции научных лингвистических исследований; основывается на знаниях, полученных с базовым образованием, углубляет и расширяет их; доступна исследователю, т.е. соответствует его возрасту, знаниям, способностям; посильна для исследователя по объему и длительности; реализует межпредметные связи; предполагает этичные объект и методы исследования.

Как помочь исследователю «встретиться» со своей темой? Через изучение лингвистических интересов учеников; В ходе занятия элективного или факультативного курса по определенной тематике; Предлагая в начале года выбрать темы из списка, подготовленного научным руководителем

Несколько критериев удачно сформулированной темы школьного исследования по русскому языку: тема должна содержать лингвистическую проблему; тема должна адекватно отражать содержание работы, не быть «шире» или «уже» его; соответствовать научному стилю речи; тема должна соответствовать поставленным целям и задачам работы.

Пренебрежение проблемностью часто сводит работу к реферату. Канцеляризмы в публицистике; Выразительные средства русского языка; Явление паронимии в русском языке; Сленг как самостоятельное явление в русском языке. Роль А.С.Пушкина в формировании русского литературного языка; Новый слог Карамзина и его влияние на дальнейшее развитие русского национального языка.

Слишком «широкая» формулировка темы. «Язык и стиль современных СМИ»; «Проникновение англицизмов в русский язык за последние десятилетия»; «Международная коммуникация, языковые трудности в общении представителей разных народов»; «Молодежный жаргон»; «Язык современной рекламы».

Нарочитое наукообразие в формулировке темы Вербализация гендерной специфики в диалогической речи мужчин и женщин; Особенности инверсии как стилистического средства для выражения авторской мысли при герменевтическом подходе; Особенности современной рекламы. Параграфемный аспект.

Другие виды нежелательных формулировок темы «Что в имени тебе моем?»; «Как слово наше отзовется»; «Нет мук сильнее муки слова». Как живешь, сленг? Компьютер: повышает грамотность или мешает ей? Английские «хулиганы» в русском языке.

Разумный компромисс в формулировке темы «От зело до обалденно (синонимический ряд наречия «очень» в историческом аспекте)». Пример провоцирующих формулировок: «Шнурки в стакане», «Кастинг в холдинге «Malina», или негативные явления в речи современной молодежи; Все в шоколаде (исследование метафорических выражений, основанных на вкусовом восприятии).

Темы Терминология разных профессий Сопоставление медицинских терминов (названий болезней) начала XX и XXI веков Многообразие наименований медицинских инструментов и частые ошибки в изъяснении их назначения Из истории термина «рефлексия»: орфоэпическая семантика Понятие «оскорбление» в современной юрислингвистике Лингвобиология: новая наука и новая терминология Термины джаза и рока: этимология и правописание

Особенности речи представителей разных профессий Лингвистический анализ речи футбольных комментаторов Искусство ведения дискуссии в открытом эфире (на примере программы Ксении Лариной «Родительское собрание», посвященной новым образовательным стандартам, на радиостанции «Эхо Москвы») Основные языковые приемы, используемые врачами для создания профессиональных жаргонизмов

Языковые особенности общения в разных профессиональных группах Особенности использования местоимения «мы» в профессиональном общении детского врача Фатическая функция языка в общении работников салона красоты с клиентами Использование диминутивов в профессиональной речи (на материале Национального корпуса русского языка)

Специфика речевых жанров в различных профессиональных сферах Жанр истории болезни: структура и стилистка Сопоставление жанров «заявление» и «прошение» (по архивным документам) Фактор избыточности/недостаточности информации в текстах инструкций к бытовым приборам Языковые приемы создания провокационной рекламы во французском и русском языках Гражданский паспорт как текстовый документ официально-делового стиля

Речевой этикет в разных сферах профессионального общения Речевой этикет в курсе «Деловой русский язык» для будущих бизнесменов; Особенности вступительных и завершающих этикетных формул в современной деловой электронной переписке; Выбор обращения в ситуациях кратковременного полуофициального общения официант-клиент (в условиях мегаполиса).

Языковые портреты представителей разных профессий Особенности строения вопросов учителя на уроке Оборот как бы и ему подобные в речи политиков и журналистов Особенности ведения диалога представителями гуманитарных и технических профессий (по материалам сборника «Русская разговорная речь») История и структура жанра речевого портрета в русистике Языковой портрет В.В. Жириновского

Язык как рабочий инструмент («языковая кухня» профессий, связанных с языком) Условия выбора и привычная сочетаемость слов «гражданин» и «господин» в зависимости от авторской позиции (на материале публицистических текстов по данным НКРЯ); Особенности стилистических средств в языке современных художественных произведений (Т.Толстая «Соня», Л.Улицкая «Сонечка»); Контекстные синонимы в лирике М. И. Цветаевой; Окказионализмы в творчестве И. Северянина; Использование «одессизмов» в рассказах И. Э. Бабеля; Несобственно-прямая речь в прозе А. Платонова; Особенности грамматики и синтаксиса речи героев произведений М. Зощенко; Функционирование романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в романе Б. Акунина «Ф.М.» как реализация языковой игры

Проявления языкового манипулирования в языке разных профессий Эвфемизмы в публицистических статьях на тему межнациональных отношений (на материале газеты «Известия» за 2011г.; Оценочная лексика как прием языкового манипулирования в статьях на тему «катастрофы 2012г.»; Приемы речевого манипулирования в рекламе медикаментов; Формирование имиджа политических партий средствами печатных СМИ; Языковые средства создания позитивного образа учебного заведения в рекламных текстах (объявление, листовка, статья)

Сопоставление языка разных профессий, а также научной речи у разных народов Комментарии учителя в жанре «запись в дневнике» в американской и российской школе; Развитие деловой лексики таджикского языка как результат взаимодействия с русской культурой; Сопоставление текстов русских и молдавских учебников по истории

В помощь научному руководителю (список литературы) Абрамова С.В. Аспекты учебно-исследовательской работы школьников по русскому языку // Русский язык в школе», 2007, 2, с Абрамова С.В. Организация учебно-исследовательской работы школьников по русскому языку. Дистанционный курс повышения квалификации учителей русского языка // газета «Русский язык», 2006, 17(496)-24 (503). Дроздова О.Е. Методические рекомендации к урокам языкознания в 5-8 классах: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, – 144с. Дроздова О.Е. Конференция «Языкознание для всех»: история с продолжением // Русский язык в школе, 2003, 3, с Научно-практическая конференция «Языкознание для всех». Школьные исследования: теория и практика. – М.: МИОО, Языкознание для всех. Материалы XI-XIII Международной научно- практической конференции школьников гг. – М.: Издательство ИКАР, (4 сборника). Выступление подготовлено по материалам к.пед.н. С.В. Абрамовой, методиста НМЛ МИОО «Языкознание для всех» В 2011 г. в издательстве «Просвещение» выйдет ее книга «Русский язык: проектная работа старшеклассников: классы»