О БОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ : «НЕРАВЕНСТВА». Урок – игра «счастливый случай» Подготовила и провела: учитель информатики и математики МБОУ «Аверьяновская СОШ» Махтаева Зарема Омаровна
Ц ЕЛИ УРОКА : Образовательные : Расширить, обобщить и систематизировать знания о линейных неравенствах и системах линейных неравенств; Закрепить свойства, использующиеся при решении неравенств с одной переменной, графически изображать множество их решений, а также записывать решения в виде числового промежутка. Развивающие Развивать логическое мышление при установлении связи графического изображения множества решений системы линейных неравенств и записи решения с помощью числового промежутка; Развивать навыки самостоятельной работы; Воспитательные Воспитывать сознательное отношение к учению; Воспитывать чувство личной ответственности в коллективной работе;
Задачи игры Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.); Повторение и закрепление знаний, приобретаемых на уроках. Расширение кругозора и математической культуры учащихся. Создание деятельной, творческой обстановки в процессе игры, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся. Совершенствовать сочетание индивидуальной и коллективной форм работы с учащимися. Использование дифференцированных заданий, позволяющих даже слабым учащимся проявить свои способности и активно участвовать в мероприятии..
В игре принимают участие 2 команды: Система неравенств и Бесконечность. Основной ход игры похож на телевизионную версию. Игра состоит из 8 геймов. В каждом гейме командам предлагаются задания. Оборудование и материалы для урока: для учителя – компьютер с установленной презентацией 1, мультимедийный проектор; для учащихся – компьютеры с установленной презентацией и заданиями, карточки.
П ЛАН УРОКА Представление команд и их домашние заготовки. 1 гейм «Корзина вопросов». 2 гейм. «Эта интересная терема». 3. гейм. «Графический». 4. гейм. «Тестовая проверочная работа». 5 гейм. «Определительный». 6 гейм. «Системный» 7 гейм «Пересечений и объединений» 8 гейм «Математика везде, математика всегда!».. Подведение итогов. IX. Домашнее задание.
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным. Б. Паскаль
Д ОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. И СТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. Понятия «больше» и «меньше» наряду с понятиями равенство возникли в связи со счетом предметов и необходимостью сравнивать различные величины. Понятиями неравенства пользовались уже древние греки. Архимед (III в. до н. э.), занимаясь вычислением длины окружности, установил, что «периметр всякого круга равен утроенному диаметру с избытком, который меньше седьмой части диаметра, но больше десяти семьдесят первых». Иначе говоря, Архимед указал границы числа п: Ряд неравенств приводит в своем знаменитом трактате «Начала» Евклид. Однако все эти рассуждения проводили словесно, опираясь в большинстве случаев на геометрическую терминологию.
И СТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ. В 1577 г., когда Роберт Рекорд впервые ввел знак равенства, он мотивировал свое нововведение следующим образом: никакие два предмета не могут быть между собой более равными, чем два параллельных отрезка. Знак равенства Рекорда стал, однако, общеупотребительным лишь в XVIII веки, после того, как им стали пользоваться Лейбниц и его последователи. Знаки и ввел французский математик П. Буге ( ). Неравенства и системы неравенств широко используются как в теоретических исследованиях, так и при решении важных практических задач.
I ГЕЙМ. « К ОРЗИНА ВОПРОСОВ » 1.Что такое неравество? 2. Что такое система неравенств? 3. Что называется решением системы неравенств с одной переменной? 1. Что значит решить неравенство ? 2. Что такое числовой промежуток? 3. Что значит решить систему неравенств?
Запишите теорему. Теорема 1. Теорема 2. Теорема 3. Теорема 4. II гейм. «Эта интересная теорема». Теорема 6. Теорема 5.
(- 3; 5); [- 9;12]; [- 4; 8); (- ;7]; [6;+ ); (-10; 13); [- 2; 35]; [- 7; 23). III гейм. «Графический» Изобразите на координатной прямой промежутки и прочитайте их.
IV гейм.«Тестовая проверочная работа». Выберите правильное изображение промежутка [-2;4] на координатной прямой 1) 2) 3) 4)
а) V гейм.«Определительный». Определите, на каких рисунках изображены лучи, а на каких – открытые лучи, и сделайте соответствующие записи ( используя скобки и используя знаки неравенства). 6 x ? ? б) –9 x ? ? в) 3 x ? ? г) –5–5 x ? ?
Решение систем неравенств VI гейм.«Системный». Решение систем неравенств
VII гейм. «Пересечений и объединений». Пересечение числовых промежутков Объединение числовых промежутков Покажите штриховкой на координатной прямой объединение и пересечение промежутков: а) [1; 8] и [5;10 ]; в) [3;9 ] и [6;15]; б) [-4;8] и[-6;6]; г) (-5;1] и (-4;6].
V III ГЕЙМ.«М АТЕМАТИКА ВЕЗДЕ, МАТЕМАТИКА ВСЕГДА !». 3. Зайти в программу «Excel», построить там график у= 2х-1 Найдите промежутки, в которых функция принимает положительные значения.
IX. П ОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Закончить предложение: Я научился... Я знаю... 1.Что на уроке было самым сложным, простым? 2.Итог игры. 3.Выставление оценок.
1. П ОВТОРИТЬ ВСЕ ПРАВИЛА , 942 ПО НОВЫМ УЧЕБНИКАМ И 880, 881 ПО СТАРЫМ УЧЕБНИКАМ 3. П ОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ X. Домашнее задание
М ОЛОДЦЫ !