МОУ СОШ 5 «Обыкновенное чудо» г. Йошкар-Ола 2010 год
ФГОС. Универсальные учебные действия
Виды навыков Умения и навыкиВиды учебной деятельности I. Организацио нные Организация учебной деятельности 1.Организация рабочего места (наличие и состояние учебных средств, их рациональное размещение). 2. Организация режима работы. 3. Организация самостоятельной работы. 4. Определение порядка и способов умственной деятельности. Планирование учебной деятельности 1.Осознание учебной задачи. 2.Постановка целей. 3.Выбор рационального и оптимального пути их достижения. 4.Определение последовательности и продолжительности этапов деятельности. 5.Построение модели (алгоритма) деятельности. II. Обще- интеллектуал ьные Восприятие информации 1.Библиографический поиск. 2.Чтение и конспектирование. 3.Работа со справочниками, словарями. 4.Слушание речи, запись прослушанного. 5.Осознанное восприятие информации, управление вниманием. 6.Наблюдение, избирательное запоминание. Мыслительная деятельность 1.Осмысление учебного материала, выделение главного. 2.Анализ и синтез. 3.Абстрагирование и конкретизация. 4.Индукция-дедукция. 5.Классификация, обобщение, систематизация доказательств. 6.Построение рассказа, ответа, речи, аргументирование. Оценка и осмысление результатов своей деятельности 1.Самоконтроль и взаимоконтроль результатов учебной деятельности. 2.Оценка достоверности изложения, верности решения. 3.Умение проверить правильность и прочность своих теоретических знаний и практических навыков. 4.Рефлексивный анализ учебной деятельности. III. Коммуникати вные Общение в ходе учебной деятельности 1.Умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли. 2.Умение кратко излагать свои мысли. 3.Умение полно и развёрнуто излагать свои мысли. 4.Умение задавать вопросы. 5.Умение отвечать на вопросы. 6.Умение корректно возражать. 7.Умение слышать собеседника и встать на его точку зрения. 8.Умение отстаивать свою позицию. 9.Умение адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. Общеучебные умения и навыки и учебная деятельность
«Использование теории планомерного поэтапного формирования умственных действий Петра Яковлевича Гальперина в практике работы с учащимися средней школы»
Петр Яковлевич Гальперин ( – ) Доктор психологических наук, профессор МГУ, факультет психологии. Заслуженный деятель науки РСФСР. В течении 20 лет руководил исследованиями повышения качества обучения учащихся школ.
Традиционное обучение ОБЪЯСНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ ( УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ) КОНТРОЛЬ
4 подсистемы условий Условия формирова - ния правильной структуры действий и понятий Условия воспитания, « отработки » их желаемых свойств Условия переноса действий и понятий в умственный план, автомати - зация Оптимально е сочетание условий
Действие Ориентировоч - ная часть : 1. Мотивационная 2. Операционная Исполнительная часть
Типы мотивации Внешняя мотивация – учеба ради чего - то или для кого - то. « Спортивная » мотивация – интересны не сами знания, а результат. Внутренняя мотивация.
Теория ППФД ( планомерное поэтапное формирование действий ) ЭтапыСодержание 1 этапФормирование мотивации к действию. 2 этапФормирование схемы ( карты ) ориентировочной основы действия ( ООД ). 3 этапФормирование действия в его начальной, материальной или материализованной форме. 4 этапФормирование действия в его громкой социализированной речи. 5 этапФормирование действия во внешней речи « про себя » 6 этапАвтоматизация действия
4 основных компонента операционной части : 1. Образ наличной ситуации « Где мы ?» 2. Актуальность 3. Карта ООД : составлена учителем или учеником ; подробная или свернутая 4. Планируемые контроль и коррекция
Карта ООД, составленная учителем (1) 1. Мотивационный компонент : « Я хочу …» 2. В составлении шагов карты учитель ориентируется на следующие желаемые свойства действия : Разумность – ориентация действия на его объективные существенные отношения.
Обобщенность – умение выделить существенные отношения на фоне помех. Осознанность - предполагаемая возможность ученика дать словесный отчет о действии. Критичность – оценка учителем выбранных критериев для карты ООД Мера овладения действием – форма ( словесная, символическая, в уме ), скорость, ритм и т. д. (2)
Учителю важно еще 1. Учесть на каком уровне будет совершаться действие : Материальном Речевом Умственном 2. Определить полноту звеньев ( шагов ) действия