Профессиональные деформации педагогов Составитель : Ст.преподаватель кафедры психологии ПКИПКРО Графская Т.А.
Профессиональные деформации личности Уровни деформации 1.Общепрофессиональный (делает работников одной профессии узнаваемыми) 2. Специально профессиональный 1. Особенности личности: У педагогов - синдром назидательности У юристов – синдром «асоциального восприятия У руководителей синдром вседозволенности 2. Каждая профессия имеет свой состав деформаций: У прокурора – обвинительность У следователя - правовая назидательность У адвоката – правовая изворотливость У терапевта – угрожающие диагнозы У хирурга - циничность
3.Профессионально типологический ( особенности темперамента, способностей, характера ) 4. Индивидуализированный 3. Складываются профессионально- личностные комплексы: Деформация профессиональной направленности ( искажение мотивации, перестройка Ц.О., пессимизм, скептическое отношение к нововведениям Деформация на основе каких-то способностей: интеллектуальных, коммуникативных Деформация на основе черт характера: властолюбие, равнодушие и др. 4. Развиваются акцентуации: Сверхответственность Гиперактивность Трудовой фанатизм.
Что способствует профессиональной деформации ? Изменение мотивации трудовой деятельности Возникающие стереотипы мышления, поведения и деятельности Эмоциональная напряженность профессионального труда (появляется раздражительность, тревожность, нервные срывы и др.) Монотонность, однообразие, жестко структурированный характер труда Утрата перспектив профессионального роста Снижение уровня интеллекта специалиста Акцентуации характера личности, которые проявляются в индивидуальном стиле деятельности Возрастные изменения, связанные со старением
Возрастные изменения, связанные со старением 1. Социальное старение: Перестраивается мотивация Слабеют интеллектуальные процессы Изменяется эмоциональная сфера Возникают дезаптационные формы поведения и др. 2. Нравственно-этическое старение: Навязчивое морализирование Скептическое отношение к молодежной субкультуре Противопоставление настоящего прошлому Преувеличение заслуг своего поколения 3. Профессиональное старение: Невосприятие нововведений; Переоценка значения опыта своего поколения Трудности освоения новых средств труда Снижение темпа профессиональных функций и др.
Уровни профессиональной деформации педагогов Общепедагогический: назидательность, догматичность, ригидность, неадекватная самооценка и др. Типологический: говорливость, неумение слушать, контролерство Специфический: преувеличение значимости своего предмета Индивидуальный: изменения происходящие со структурой личности. Проявляется в качествах: повышенная тревожность, социальная пассивность, лицемерие, эмоциональная сухость, морализация.
Стадии развития профессиональной деформации педагогов 1.Стадия измененной эмоциональности: Монотония в поведении: оценивание, претензия на монопольное владение истиной, безальтернативное мышление, контроль, разъяснения в любых ситуациях; «государственное лицо», голос; Гневливость или обидчивость ; Постоянная неудовлетворенность, раздражительность; Неумение слушать; Плохой сон, частые болезни, апатия.
Стадия многоплановых изменений (2) Признаки, относящиеся к 1 стадии; Невозможность выполнять многофункциональные действия; Изменение смысла деятельности на противоположный (вместо сотрудничества, взаимодействия с целью развития - поиск врага, борьба)
Профилактика и коррекция профессиональной деформации учителя Работа над осознанием установок; Коррекция самооценки; Создание гибкости восприятия; Создание внутреннего локуса контроля; Помощь в изучении индивидуальных, типологических и возрастных особенностей учителя; Работа с телом, голосом, психотерапия.