Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Чтение имеет огромное социальное значение: обеспечивает равенство жизненного старта для девочек и мальчиков, бедных и богатых, здоровых и больных; развивает интеллект, восприятие, память и воображение; обогащает внутренний мир. Почему необходимо приобщение к чтению? «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». В. Сухомлинский
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Программы, нацеленные на продвижение чтения «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским книжным союзом на гг.; Региональные и городские целевые программы по развитию чтения (к примеру, целевая комплексная программа «Развитие отрасли «Культура» города Чебоксары на годы») и др. Сегодня в России принят и действует ряд программ, направленных на приобщение к чтению:
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Кто должен приобщать к чтению? библиотекари родителипедагоги воспитатели
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Каковы требования к библиотекарю в работе с детьми разного возраста? знать детскую психологию и владеть психологическими навыками; строить свое общение с детьми, опираясь на эстетический и нравственный потенциал литературы и искусства; быть мудрым, терпеливым; создавать неформальную обстановку; предоставлять знания направляющего характера; организовывать выполнение творческих или игровых работ.
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи С чего начать работу по привлечению детей к чтению? со знакомства с книгой дома, в детском саду и в библиотеке; с создания комфортной информационной среды (обустройства и дизайна внутренних помещений библиотеки с учетом возрастной психологии той или иной группы пользователей, организации фонда открытого доступа, выделения зон для уединенного чтения и специального их оборудования); организации в библиотеке массовых мероприятий.
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Как организовать индивидуальную и массовую работу? Культурно-досуговая работа библиотеки должна осуществляться дифференцированно с учетом возрастной психологии пользователей.
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Как организовать индивидуальную и массовую работу? ДОШКОЛЬНИКАМИ В работе с ДОШКОЛЬНИКАМИ рекомендуется использование следующих форм: экскурсия беседа громкое чтение сюжетно-ролевая игра конкурс, викторина праздник, утренник инсценировка, театрализованное и кукольное представление День дошкольника мини-урок ББЗ.
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Как организовать индивидуальную и массовую работу? обсуждение творческий конкурс (рисунков, иллюстрированных книг, сочинений, чтецов, рукописной книги и т.п.) викторина турнир КВН познавательный час и др. МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ При организации культурно-досуговой деятельности, ориентированной на МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, могут быть использованы следующие формы:
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Как организовать индивидуальную и массовую работу? диспут диалог «открытый микрофон» круглый стол читательская конференция ПОДРОСТКОВ Для ПОДРОСТКОВ в библиотеке необходимо создавать условия для свободного, самостоятельного выбора книг и применять преимущественно дискуссионные формы работы: а также: агитбригада сюжетно-ролевая игра устный журнал урок ББЗ.
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Как организовать индивидуальную и массовую работу? презентация игра по типу телевизионной литературно-музыкальный вечер, композиция, гостиная бенефис читателя, а также «некнижные» формы работы: кинопросмотр эстафета, турнир и др. ЮНОШЕСТВОММОЛОДЕЖЬЮ В работе с ЮНОШЕСТВОМ и МОЛОДЕЖЬЮ могут быть использованы:
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Как организовать индивидуальную и массовую работу? беседа библиографический обзор литературы библиографический список литературы, указатель встреча со специалистом дворовый праздник День открытых дверей игра, конкурс, викторина ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Общими ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, независимо от возраста являются:
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Как организовать индивидуальную и массовую работу? ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Общими ДЛЯ ВСЕХ ГРУПП ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, независимо от возраста являются: информационный стенд, плакат клуб, школа, кружок по интересам книжная выставка, стол просмотра презентация тематическая неделя тематическое и персональное чтения экскурсия и др.
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Как помочь родителю заинтересовать ребенка книгой? Не принуждать детей читать насильно. Быть примером подражания для своих детей. При выборе книг для ребенка следует отдавать предпочтение «правильным» книгам. Обязательное читать детям книги вслух. Подбирать книги и иллюстрации в соответствии с возрастом ребенка. Золотые правила для родителей:
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Формы работы с родителями: беседа консультирование в ходе родительского собрания семейные посиделки, праздники подготовка и выпуск рекламно-информационных и методико-библиографических материалов.
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Инновационные формы работы: целевые программы проекты крупномасштабные мероприятия: марафон мастер-класс парад / шествие литературных героев тематический рейд фестиваль флеш-моб чемпионат ярмарка и др.
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Инновационные формы работы: ассамблея бал виртуальный / дистанционный урок дисколекция живая газета защита проекта информационная биржа целевые программы проекты крупномасштабные мероприятия массовые мероприятия локального характера: карнавал (маскарад) мозговая атака мультимедийная презентация салон театр книги ток-шоу и др.
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи Какую бы форму работы вы не избрали, одним из обязательных условий ее организации и проведения является реклама книги и чтения.
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи 1.Герцов, Г. Как читать книги, журналы, газеты / Г. Герцов. - М., Добрынина, Н. Е. Изучение читателей-детей и подростков в России XIX-XX вв.: учебное пособие / Н.Е.Добрынина. - М., Как… пользоваться библиотекой: практическое руководство для учащихся и студентов. – Челябинск, Коновалова, Г. Л. Игровые формы публичной деятельности библиотек как метод продвижения чтения среди юношества / Г. Л. Коновалова // Новая библиотека» С Мелентьева, Ю. П. Библиотечное обслуживание: учебник / Ю. П. Мелентьева. - М., Ребенок в библиотечном пространстве: приобщение к чтению: методическое пособие / Государственное учреждение культуры г.Москвы ЦБС «Гагаринская». - М., с. 7.Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учебник. - М., Скуридина, Ю. Если рассказывать сказки…/ Ю. Скуридина // Библио-поле С Сметанникова, Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению / Н. Н. Сметанникова. - М., Смородинская, М. Д. О культуре чтения. Что надо знать каждому / М. Д. Смородинская, Ю. П. Маркова. - М., Справочник библиографа. - С-Пб., Чмелева, Е. В. О развитии интеллекта детей раннего и дошкольного возраста / Е.В. Чмелева, И.А.Сикорский // Педагогика С Сайт «ЦБС «Гагаринская» г. Москвы - Использованная литература:
Методы и формы привлечения к чтению детей и молодежи