ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ В ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ В СФЕРЕ ДЕТСТВА Москва 1 ноября 2012
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ДЕТСТВА находится стыке двух профессиональных областей: сферы оценки и сферы оказания социальных услуг, каждая из которых имеет свои теоретические основания, практические методы, историю и ценности
ДЕТИ В ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ Мнение детей является важнейшим источником информации о реализации программы. Возможности использования информации, предоставляемой детьми, ограничены как возрастными особенностями восприятия, мышления и памяти детей, так и целевыми установками взрослых, вовлеченных в процесс оценивания.
РИСКИ Существует значительное количество рисков, связанных с манипуляциями полученными данными и искажением информации, касающейся характера и результатов воздействия программ, что делает детей в оценке программ особо уязвимой целевой аудиторией.
СПЕЦИФИКА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ ДЕТСТВА Ядро социально-психологической практики составляет человеческое взаимодействие, которое носит «субъект-субъектный» характер. Качество контакта между специалистом, оказывающим помощь, и ребенком закладывает ключевые условия для процесса изменения.
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММ Важнейший аспект при оценке социальных услуг и программ – это бережное отношение к ценностному содержанию социально-психологической помощи
БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ В СФЕРЕ ДЕТСТВА БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА И СОБЛЮДЕНИЕ ЕГО ПРАВ УВАЖЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ, АВТОНОМИИ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА
ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ Открытость процесса оценки Системный подход к анализу ситуации (привлечение нескольких источников информации) Равная ценность информации, полученной из разных источников Использование методов сбора информации, учитывающих особенности восприятия и возрастные возможности ребенка
ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ДЕТСТВА
НЕНАНЕСЕНИЕ ВРЕДА Процедура оценки должна быть организована таким образом, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью, социальному положению ребенка и связанных с ним лиц, и не могли привести к их дискриминации по любым основаниям.
АНАЛИЗ МЕРЫ «НЕИЗБЕЖНОГО ВРЕДА» Определение границ влияния на ситуацию в соответствии с соизмерением уровня «неизбежного» вреда, причиняемого ребенку В тех случаях, когда исчерпывающее раскрытие информации противоречит задачам проводимого исследования, специалист должен принять специальные меры предосторожности для обеспечения благополучия ребенка и окружающих его взрослых
КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать ребенка и/или его ближайшее социальное окружение. Необходимо минимизировать любые упоминания об участии конкретного ребенка в оценке, а также полностью скрыть любые упоминания об авторстве тех или иных свидетельств, суждений, мнений детей об оцениваемой программе или проекте. Если специалист не имеет возможности выполнить эти условия, то следует отказаться от участия детей в оценке.
ОТВЕТСТВЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ О РЕБЕНКЕ Информация, полученная в процессе работы на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий. Следует исключить раскрытие каких-либо персональных данных детей-участников оценки в устных и письменных отчетах.
ДОБРОВОЛЬНОСТЬ УЧАСТИЯ В ИССЛЕДОВАНИИ Необходимо получить информированное согласие на участие, как от самого ребенка, так и от лиц, которые несут юридическую и психологическую ответственность за него. Каждому ребенку, участвующему в оценке, нужно в доступной для него форме объяснить кем, почему и с какими целями проводится оценка, как будут использованы результаты оценки, предупредить о возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях. Каждый ребенок должен иметь возможность самостоятельно принять решение о сотрудничестве и при желании отказаться от него.
ОРИЕНТАЦИЯ НА «СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ» ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Признание факта, что каждый участник взаимодействия имеет свое собственное представление о ситуации, свои интересы, потребности, т.е. рассматривает ситуацию со своей субъективной позиции. В ситуации взаимодействия с ребенком должна быть исключена возможность любого вида психологического давления на него: угроз, эмоциональных манипуляций и т.п. Взрослый должен с уважением относиться к высказываниям ребенка, не подвергать их сомнению, не пользоваться своим авторитетом и властью для склонения ребенка к определенной позиции.
БЕЗОЦЕНОЧНАЯ ПОЗИЦИЯ ВЗРОСЛОГО В СИТУАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЕНКОМ Субъективное впечатление, которое возникает у специалиста при общении с ребенком, а также социальное положение и жизненная история ребенка не должны оказывать влияния на процесс взаимодействия взрослого с ребенком в ходе оценочного исследования. Необходимо обеспечить беспристрастное и непредвзятое отношение к ребенку и его ближайшему окружению в процессе сбора информации. Контакт с ребенком должен быть построен с учетом возможного влияния на состояние и будущую судьбу ребенка и исключать оценочные высказывания взрослого как относительно самого ребенка и его ситуации, так и ближайшего социального окружения.
ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЭТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ Оценочные исследования не всегда могут обеспечить 100 процентное соблюдение этических принципов В каждый момент исследователь делает выбор между реализацией интересов заказчика оценки и соблюдением прав (а также безопасностью) участников программ В большинстве случаев, существующие принципы оказываются не в состоянии охватить весь спектр практических ситуаций, рано или поздно специалистам приходится сталкиваться с вопросами, на которые нет готовых ответов.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА Профессиональное сообщество несет ответственность: за разработку, соблюдение и продвижение профессиональных и этических норм за экспертное участие в решении этически спорных вопросов
ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ СВОЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ОЦЕНКИ Добавьтесь на страницу проекта: facebook.com/Impactass Следите за новостями на сайте проекта: socialimp.wordpress.com Напишите нам и получите текст документа: