Вирджиния Вулф – писатель и эссеист подготовлена В.Сребницким, студентом 4 курса ф-та иностр. языков РГПУ им. А.И.Герцена
Вирджиния Вулф (в девичестве Аделина Вирджиния Стивен) ( ) Британская писательница, литературный критик. Ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века. Входила в группу Блумсбери.
Наиболее значительные работы «Миссис Дэллоуэй» (1925) «К маяку» (1927) «Орландо» (1928) «Своя комната» (рассказ)
ВЕХИ БИОГРАФИИ Родилась в Лондоне. Родители: мать(32 года) – Джулия Дакуорт, отец(45 лет) – Лесли Стивен (известный литературный критик). Семья: 3 ребёнка матери - Джулии Дакуорт - от первого брака Джордж (10 лет), Стелла (9 лет), Джералд (7 лет); 1 ребёнок отца – Лесли Стивена - от брака с Минни Теккерей (дочерью У. М. Теккерея) Лора(8 лет) 4 совместных детей - Ванесса, Тоби, Вирджиния и Адриан. -
13 лет – смерть матери вызывает у Вирджинии первый нервный срыв, навсегда подкосивший душевное здоровье. Старшая сестра Стелла, хозяйка в доме, вскоре умирает. Ванесса, следующая за нею по старшинству, вынуждена заниматься домом; в отличие от старшей сестры, она даёт отпор отцу, который постепенно превращается в деспота. Смерть отца и переезд Стивенов в Блумсбери
«Его [отца] жизнь означала бы полный конец моей. Что бы случилось? Ни писательства, ни книг – немыслимо» В. Вульф
Вирджиния и Ванесса клянутся друг другу никогда не выходить замуж и жить вместе – второй (более серьёзный, чем первый) нервный срыв Ванесса принимает предложение Клайва Белла, что травмирует Вирджинию Вирджиния начинает публиковать критические статьи в журналах, продолжая дело отца. Идёт работа над первым романом.
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ Вирджиния выходит замуж за Леонарда Вулфа, писателя и журналиста. Их брак становится союзом уважающих друг друга людей год - супруги основывают издательство «Хогарт Пресс», где затем публикуются все произведения писательницы. Вирджиния сама набирает и редактирует тексты. Издательство, изначально не приносившее прибыли, становится надёжным источником доходов семьи Вулф. Леонард создает идеальные условия для работы им обоим и всячески поддерживает Вирджинию.
Головные боли, голоса и видения не оставляют Вирджинию, несколько раз она пытается окончить жизнь самоубийством. Писательница очень требовательна к себе и своим работам, которые она переписывает десятки раз. Свой дневник Вирджиния оставляет лишь на время болезни. Позднее эти авторские дневники выходят отдельным четырехтомным изданием, которое дополняется 5-ю томами писем Вирджинии её друзьям, сестре, Леонарду и, конечно же, Вите Сэквилл-Уэст – известной писательнице и журналистке.
Вирджиния и Вита впервые встречаются в 1922 году. Впоследствии их объединяет нежная дружба. Мир чувств - любовь, соединенная с обидой, - становится основой романа В.Вулф «Орландо», главный герой которого превращается в женщину.
Романы В. Вулф издаются не только в Англии, но и в Америке. Когда начинается Вторая мировая война, страх за мужа-еврея вновь начинает вызывать у неё головные боли и приступы депрессии. Считая, что она не может больше мучить Леонарда, Вирджиния Вулф кончает жизнь самоубийством: её последним «приютом» становится дно реки Оуз, неподалёку от их дома в Сассексе. Мужу и сестре она оставляет прощальное письмо. Тело Вирджинии находят через две недели после трагедии.
В. ВУЛФ – ТЕОРЕТИК АНГЛИЙСКОГО МОДЕРНИЗМА В. ВУЛФ – ТЕОРЕТИК АНГЛИЙСКОГО МОДЕРНИЗМА В. Вулф относит себя (как и Джойса, Элиота и Лоуренса) к «спиритуалистам» и противопоставляет «материалистам» (Беннет, Уэллс, Голсуорси), которые, по её мнению, больше сосредоточены на плоти, чем на душе. «Спиритуалисты» пытаются сделать тривиальное и преходящее истинным и вечным, им интересно то, что находится в подсознании, в труднодоступных глубинах психологии, - считает Вулф. Творчество
Одним из важнейших источников «спиритуализма» Вулф называет «русское влияние»: "Самые скромные русские романисты обладают "Самые скромные русские романисты обладают естественным уважением к человеческому духу«. естественным уважением к человеческому духу«. Индивидуальный стиль Вулф отличается отсутствием авторского стремления к изображению повседневной реальности. Виртуозная техника импрессионистической прозы подчинена желанию описать "истинную реальность» - мир эмоций и богатого воображения. Образ объективного мира предстаёт преломленным в сознании персонажей, ракурс изображения зависит от перемещающейся точки зрения. Творчество
Вулф привлекают мышление и восприятие, формирующиеся преимущественно неосознанно, аффективные компоненты психического акта. Писательницу не беспокоит, что художественное исследование внутренней жизни героя сочетается с размыванием границ характера, что в произведении нет ни завязки, ни кульминации, ни развязки, а, следовательно, нет строго канонического сюжета, являющегося одним из важнейших средств воплощения содержания, сюжета как основной стороны формы и стиля романа в их соответствии содержанию, а не собственно самого содержания. Творчество
ПЕРВЫЙ ЭТАП ТВОРЧЕСТВА (1915 – 1922 гг.) Влияние Марселя Пруста: Вирджиния пытается «сломать барьер» между читателем и персонажем (в т.ч. «невмешательством» повествователя), создает единое целое из мельчайших частиц опыта. Главный герой, его внутренний мир и ход мысли показываются глазами других героев. В творчестве ещё заметно влияние группы «Блумсберри» – декадентские настроения конца XIX–начала XX века, а также стремление порвать с викторианскими традициями. Произведения Вирджинии представляют собой своеобразное блуждание по глубинам человеческого сознания, по потаенным уголкам души, которые открываются герою в ходе размышлений и воспоминаний и показываются автором через широкую сеть ассоциаций. Творчество
ВТОРОЙ ЭТАП ТВОРЧЕСТВА (cередина 20-х гг.) Пик творческой активности: читатель знакомится с романами В. Вулф Миссис Деллоуэй (1925) и К маяку (1927). Роман Миссис Деллоуэй показывает жизнь человека сквозь призму одного дня. Автор демонстрирует наивысший уровень мастерства при описании силы эмоционального восприятия переливов реальности. Внешние события указывают читателю на освобождение внутренних процессов из-под власти бессознательного. Творчество
ТРЕТИЙ ЭТАП ТВОРЧЕСТВА (1928 – 1941) Орландо (1928), Волны (1931), Годы (1937) и Между актами (1941) Автор исследует душу человека, представляя ее в форме нескольких потоков сознания. Ностальгия по прошлому и презрение к настоящему составляют и подогревают внутренний конфликт, делают его невидимым романтическим театром Музыкальная схема построения произведения и символические образы способствуют организации внутренней драматической формы. В творчестве преобладают мотивы тоски, горечи и одиночества, навеянные военные временем. Творчество
«Главное - душа» В. Вульф
Список использованной литературы 1)Н.П. Михальская, Г.В. Аникин «История зарубежной литературы». Москва ) Ольга Гринвуд «Вирджиния Вульф» [Электронный ресурс]// Современная литература: [сайт]. URL: 3) Вадим Руднев. Словарь культуры XX века. Москва ) Woolf Virginia Bibliography and Works [Электронный ресурс]// The Literature Network: [сайт]. [ ] URL: 5) Вирджиния Вулф. Малое собрание сочинений. Москва 2010.