Организация учебной деятельности с учетом нейропсихологических особенностей ребенка, как профилактика стрессовых ситуаций. Подготовила учитель – логопед МОУ многопрофильной гимназии 12 г. Твери Евдокимова А.В.
Активное изучение межполушарной асимметрии связана с именем американского психоневролога Р. Сперри, который в 1981 году получил Нобелевскую премию в изучение различий в деятельности правого и левого полушария головного мозга.
Одно из полушарий человека может доминировать, т.е. вносить больший вклад в его индивидуально – психологические особенности. По признаку межполушарной асимметрии людей условно можно разделить на три типа: Право -, лево – и равно полушарные. Одно из полушарий головного мозга является доминантным и определяет индивидуально – психологические особенности людей, тем не менее, следует помнить, что мозг работает как единое целое.
Дети с разными типами межполушарной асимметрии по – разному воспринимают и анализируют мир.
Если ребенок: Неусидчив Подвижен; Очень эмоционален; Любит фантазировать, придумывать истории; Любит экспериментировать; Любит додумывать и предсказывать ситуации; Умеет хорошо объяснять в в движении и в действии;
Мыслит образами; Любит находиться в шумной обстановке; Часто дает быстрый импульсивный ответ; Его трудно заставить соблюдать порядок; Нередко забывает дома рабочие тетради и учебники; Плохо понимает значение времени; Часто опаздывает.
Если ребенок: Может долго играть самостоятельно; Внешне меньше проявляет эмоции; Учится ради знаний, а не похвалы; Хорошо решает задачи по аналогии; Четко действует по усвоенному алгоритму; Мыслит логически последовательно; Часто на уроках не поднимает руки (даже если знает материал);
Предпочитает выполнять задания в тишине, на определенном рабочем месте ; Ответственно относится к своим обязанностям; Стремится выполнить порученный доклад, сообщение заранее; Не подводит друзей.
Мотивационный этап Правополушарные обучающиеся Левополушарные обучающиеся Пространственная организация Рабочая полусфера – леваяРабочая полусфера – правая Цветовая организация Светлая доска - темный мелТемная доска – светлый мел Условия, необходимые для успешной учебной деятельности Гештальт, контекст, связь информации с реальностью, практикой, творческие задания, эксперименты, музыкальный фон, речевой и музыкальный ритм, хорошее освещение рабочего места, удобное расположение тела Технология, детали, абстрактный линейный стиль изложения информации, неоднократное повторение учебного материала, тишина на занятии Формирование мотивации Авторитет, престижность положения в коллективе, установление новых контактов, социальная значимость деятельности Стремление к самостоятельности, глубина знаний, высокая потребность в умственной деятельности, потребность в образовании Дихотомии обучающихся на мотивационном этапе организации урока (занятия)
Операционный этапПравополушарные обучающиеся Левополушарные обучающиеся Восприятие материалаЦелостное, визуальное, кинестетическое Дискретное, аудиальное Переработка информацииБыстрая, холистическаяМедленная, последовательная ИнтеллектНевербальный, музыкальный, визуально- пространственный, телесно-кинестетический, личностный, практический Логико-математический, вербальный, теоретический ДеятельностьПриверженность к практике Приверженность к теории Дихотомии обучающихся на операционном этапе организации урока (занятия)
Дихотомии обучающихся на операционном этапе организации урока (занятия) (Продолжение) Операционный этапПравополушарные обучающиеся Левополушарные обучающиеся РечьИнтонация речиСинтаксис, семантика, смысл и структура речи ЭмоцииЭкстравертированность, отрицательные эмоции Интровертированность, положительные эмоции ПамятьНепроизвольная, наглядно-образная, визуальная и мышечная (основа врожденной грамотности) Произвольная, знаковая, слуховая МышлениеНаглядно-образное, спонтанное, эмоциональное, интуитивное, трехмерное, инсайтное Абстрактно-логическое, формальное, рациональное, программируемое, двумерное, хитсайтное
Дихотомии обучающихся на результативном этапе урока (занятия) Результативный этапПравополушарные обучающиеся Левополушарные обучающиеся СамоконтрольНе контролируют правильность речи, смысловые пропуски, свободная конверсация Высокий самоконтроль речи, высокий самоконтроль изложения материала Методы проверкиВопросы «открытого» типа, творческие отчеты, графическое отражение собственных достижений Решение задач, задания с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа, самооценка
Задача педагога – обеспечить учащихся заданиями, которые учитывали бы его индивидуальные особенности и доставляли удовольствие в ходе выполнения работы. П.П. – восприятие является целостным. Лучше воспринимают новый материал, находя сходство при сравнении. Обучение на основе синтеза (новую тему надо начинать с демонстрационной схемы, включающей все элементы последующей информации); Л.П. – восприятие является дискретным. Находят различия в сравниваемом материале. Обучение на основе анализа. Например можно давать такие задания: Одним, найди в словах изучаемый звук; Другим, исключить из ряда слов те, в которых данного звука нет или убрать те картинки, в названии которых нет этого звука.
Могут делать характерные ошибки: В ударных гласных; В словарных словах; Делать описки; Имена собственные писать с маленькой буквы; Не контролировать правильность речи; Смысловые пропуски; При проверке читают быстро, ошибок не замечают. Главное понять смысл прочитанного. Самопроверок не любят. При выборе методов и приемов обучения нужно учитывать особенности мыслительных процессов учащихся с разным типом межполушарной ассиметрии. П.П. дети обучаются от целого к части.
Для повышения грамотности предлагать каждый день списывать по несколько предложений из интересующего ребенка источника; Для правополушарных учащихся можно применить методику В.В. Репкина, согласно которой школьники могут ставить минус в том случае, если испытывают затруднения в написании буквы. В этом случае не происходит зрительного запоминания ошибки и в то же время развивается контролирующая деятельность школьников.
Левополушарный ребенок может делать характерные ошибки: безударные гласные в корне; пропуск мягкого знака; написание лишних букв; замена одних согласных другими; падежные окончания; Но при этом у ребенка высокий самоконтроль речи, высокий самоконтроль изложения материала.
Давать задания на поиск ошибок, применение правил, точность употребления слов, многократное повторение, сопоставление текстов, понятийное понимание слов; Учить правила, делать с детьми работу над ошибками, для левополушарных детей – это эффективное средство обучения грамотности; Левополушарные школьники могут находить ошибки у себя, соседа, в текстах. Для них приемлема система самооценки.
Но для получения более блестящего результата необходимо еще учитывать модальность ребенка. Информация, воспринимаемая учащимися в процессе обучения, поступает к ним в виде образов, звуков и других ощущений (обоняние, осязание, вкус). Эти каналы восприятия – модальность восприятия. По признаку предпочитаемой модальности правополушарных школьников можно разделить на визуалов (зрительное восприятие) и кинестетиков (вкусовое, обонятельное, осязательное, мышечное восприятие). Левополушарные школьники – аудиалы (слуховое восприятие).
Полноценное взаимодействие педагога с учащимися на уроке возможно в том случае, если он владеет техникой изложения материала во всех трех модальностях. Определить ведущую модальность можно по наблюдению. Словоупотребление: Визуал часто употребляет слова связанные с деятельностью глаз «дайте мне взглянуть», «хочу показать», «посмотрите, что я говорю», «мы понимаем друг друга с полувзгляда» и т.д. Кинестетик предпочитает слова «чувствовать», «касаться», «дайте мне потрогать (понюхать, попробовать)», «мы понимаем друг друга с полужеста». Аудиал использует слова «слушать», «расскажите мне», «послушайте, что я говорю», «слишком громко», «мы понимаем друг друга с полуслова». К полимодальным словам относятся: «считать», «знать», «понимать», «осознавать», «думать», «воспринимать», «верить», «объяснять».
Особенности в обучении и поведении. Визуалы: наблюдательны; ориентированы на внешний вид; с трудом запоминают словесные инструкции; не отвлекаются на шум; могут испытывать затруднения при чтении слов, которых раньше не видели;
При обучении визуалов нужно: использовать слова, описывающие цвет, размер, форму; использовать схемы, таблицы, наглядные пособия; давать учащимся самим читать текст; рабочее место должно быть хорошо освещено. Для привлечения внимания визуала: - внешний вид учителя должен характеризоваться яркими, цветными деталями (шарфик, галстук и т.д.)
Кинестетики: при общении стоят близко, стараются касаться собеседника; много жестикулируют, подвижны; обучаются на практике; при чтении водят пальцем по строчке текста; в речи используют слова, преувеличивающие описываемые события.
При обучении кинестетиков: использовать жесты; прикосновения; медленная скорость изложения материала; задания практической деятельности (переписывание текстов). Для привлечения внимания: кратковременные прикосновения к руке, плечу входе занятия.
Аудиалы: разговаривают сами с собой; говорят ритмически; хорошо читают новые слова; разговорчивы; легко повторяют услышанное; шевелят губами, проговаривая слова при чтении. При обучении работоспособность повышается в тишине. Для привлечения внимания: варьировать громкость голоса.
Замечания ученикам необходимо делать на языке их модальности: Визуалу – покачать головой, погрозить пальцем. Кинестетику – легко прикоснуться к плечу. Аудиалу – сказать шепотом: «Ш-Ш-Ш»
Учитель и ученики могут неточно понимать друг друга, если обмениваются информацией в терминах разных модальностей (говорят на различных сенсорных языках). Использование учителем языка собственной модальности способно обеспечить взаимопонимание только с себе подобными учащимися. В том случае, если информация учителя предоставляется в модальности, которая совпадает с модальностью ученика, эта часть материала будет понятна и усвоена. Если же учитель «не попал в модальность» обучаемого, возникает пробел в знаниях.
Если у учителя возникают проблемы при обучении, то он подсознательно связывает их не с выбором методики, не со своими особенностями, а с проблемностью отстающих учащихся. В результате этого у школьников, постоянно страдающих от не успеха, снижается учебная мотивация. Исследования выявляют тот факт, что учителя, как правило, завышают оценки себе подобным школьникам и занижают оценки учащимся с другой мозговой организацией (закон нейропсихологического взаимодействия).
Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся не только получать ее, использую свой ведущий канал восприятия, но и развивает другие сенсорные каналы, что открывает новые возможности для усвоения материала. Например, это можно сделать так. После прочтения текста учащиеся рассказывают о своих впечатлениях, отвечая на вопросы. Визуалу задается вопрос, где он себя видел; аудиалу – что он слышал вокруг; кинестетику – что он чувствовал. Учитель вопросами помогает учащимся перейти во время рассказа в другие модальности. Визуала можно спросить, что он слышал, что чувствовал; аудиала спросить, что он видел рядом, попросить поделиться своими ощущениями; кинестетика попросить описать как выглядит то, что он видел, какие звуки его окружали.
В процессе обучения педагог должен обладать гибким стилем деятельности, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на визуальную, аудиальную и кинестетическую сенсорные системы. Воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражения лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопониманием и личностного контакта с каждым учащимся.