Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Advertisements

Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. ПРИРОДНАЯСРЕДА СОЦИАЛЬНАЯСРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Понятие и структура личности: основные подходы Презентацию подготовили Умова Луиза и Чемко Дина 1 курс 3 группа РиСО.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Четыре типа темперамента (по Х.Битструпу, 1968). Психология личности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Антропогенез – теория происхождения человека, процесс его возникновения и развития Социогенез – теория возникновения и формирования общества. Антропосоциогенез.
Проблема формирования личности на этапе начального общего образования 1.
Тема 21. Психика, поведение и деятельность Важнейшая функция психики – регуляция - управление поведением и деятельностью живого существа.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
Транксрипт:

доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича

Учебные вопросы: 1. Проблема личности в психологии. 2. Психологическая структура личностной сферы человека.

Проблема личности в психологии

Сознание – высший уровень функционирования психической сферы человека, позволяющий отражать объективный мир в форме психических образов, регулирующих его деятельность. Функции сознания: - планирование действий; - контроль и управление поведением; - анализ и оценка происходящего

Структура: - совокупность знаний о мире; - внимание; - память; - эмоции, чувства, воля; - самосознание. Диапазон состояния: - ясное; - затемненное; - сумеречное.

Индивид – человек, как особь, принадлежащая к человеческому роду. Личность – конкретный человек, представитель определенной общности, осознающий себя в окружающем мире, занимающийся социально-значимой деятельностью и наделенный индивидуальными психологическими особенностями.

Индивидуальность – уникальное сочетание психических и психологических особенностей человека. Субъект – человек, как продукт исторического развития, реализующий свой личностный потенциал во взаимодействии с окружающим миром.

Подходы к определению сущности: - ощущающий человек - человек-потребитель - запрограммированный человек - деятельностный человек Подходы к разработке проблемы: * биогенетический * социогенетический * персоногенетический * системнодеятельностный

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ 1. Мировоззренческий система обобщенных взглядов на окружающий мир и место в нем человека система обобщенных взглядов на окружающий мир и место в нем человека Факторы формирования: миропонимание миропонимание мировосприятие мировосприятие чувственные отношения чувственные отношения убеждения убеждения

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ 2. Социально-психологический личностные психологические явления, сформированные в результате взаимодействия человека с различными объектами окружающего его социума личностные психологические явления, сформированные в результате взаимодействия человека с различными объектами окружающего его социума Факторы формирования: межличностное взаимодействие межличностное взаимодействие исполнение социальных ролей исполнение социальных ролей социальные позиции социальные позиции социальные установки социальные установки

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ развитие и самореализация человека на протяжении его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества развитие и самореализация человека на протяжении его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры обществаМеханизмы: традиционный традиционный институциональный институциональный стилизованный стилизованный межличностный межличностный

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ 3. Личностно-психологический психические явления, формирующие личностную сферу человека психические явления, формирующие личностную сферу человекаСтруктура: психические образования психические образования психические свойства психические свойства

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА

ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ лабильные психические явления, формирующиеся в ходе научения и определяющие качество деятельности человека лабильные психические явления, формирующиеся в ходе научения и определяющие качество деятельности человека Логика образования: субъективное восприятие субъективное восприятие формирование знаний формирование знаний образование умений и навыков образование умений и навыков формирование привычек формирование привычек формирование убеждений формирование убеждений формирование сознательности формирование сознательности

ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 1. Знания преимущественно логическая информация, зафиксированная в памяти человека преимущественно логическая информация, зафиксированная в памяти человека Физиологическая основа – формирование связей между нейронами коры головного мозга Виды: знания-знакомства знания-знакомства знания-репродукции знания-репродукции знания-умения знания-умения знания-трансформации знания-трансформации

ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 1. Знания Основные характеристики: объем объем глубина глубина прочность прочность действенность действенность гибкость гибкость

ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 2. Навыки - автоматизированное действие, выполняемое под общим контролем сознания; 2. Навыки - автоматизированное действие, выполняемое под общим контролем сознания; 3. Умения - комплексное психическое образование, позволяющее выполнять многосложные действия под особым контролем сознания. 3. Умения - комплексное психическое образование, позволяющее выполнять многосложные действия под особым контролем сознания. Физиологическая основа – установление временных связей между нейронами головного мозга, управляющими моторной деятельностью Логика формирования: начальные умения начальные умения простые навыки простые навыки сложные навыки сложные навыки сложные умения сложные умения

ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 4. Привычки – сложившийся способ поведения человека, осуществление которого в определенной ситуации приобрел для него силу потребности 4. Привычки – сложившийся способ поведения человека, осуществление которого в определенной ситуации приобрел для него силу потребности 5. Убеждения – осмысленные знания человека, органически слившиеся с его чувствами и получившие для него личностный смысл 5. Убеждения – осмысленные знания человека, органически слившиеся с его чувствами и получившие для него личностный смысл 6. Сознательность – интегральное психическое образование, отражающее соотношение содержания деятельности человека и его убеждений в конкретном поступке, действиии 6. Сознательность – интегральное психическое образование, отражающее соотношение содержания деятельности человека и его убеждений в конкретном поступке, действиии

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны устойчивые психические явления, существенно влияющие на деятельность человека и характеризующие его главным образом с социально-психологической стороны

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 1. Направленность сложное психическое свойство представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности сложное психическое свойство представляющее собой относительно устойчивое единство потребностей, мотивов и целей личности Внутренняя структура: потребности потребности мотивы мотивы цели цели

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 2. Темперамент соотношение особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в поведении и деятельности человека соотношение особенностей функционирования психики, формирующее определенную динамику протекания психических процессов и проявляющееся в поведении и деятельности человека Виды темперамента: холерический холерический сангвинический сангвинический флегматический флегматический меланхолический меланхолический

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 3. Характер совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих его индивидуальное своеобразие совокупность наиболее устойчивых психических черт, проявляющихся во всех видах межличностного взаимодействия человека и выражающих его индивидуальное своеобразие Акцентуированные черты характера: циклоидный циклоидный гиппертимный гиппертимный лабильный лабильный астенический астенический сенситивный сенситивный

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА 4. Способности соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности соответствие психических особенностей личности требованиям, предъявляемым к ней конкретным видом деятельности Уровни способностей: неспособность неспособность простая способность простая способность одаренность одаренность талант талант гениальность гениальность

Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. пос. – Главы 6-9. – СПб.: Питер, с. Реан А.А. Психология и педагогика: учеб. пос. – Главы 6-9. – СПб.: Питер, с. Калюжный А.С. Основы психологии и педагогики: учеб. пос. Глава 2. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: Электронная библиотека НГТУ. –Н.Новгород: НГТУ, с. Калюжный А.С. Основы психологии и педагогики: учеб. пос. Глава 2. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: Электронная библиотека НГТУ. –Н.Новгород: НГТУ, с. Калюжный А.С. Психология и педагогика: учеб. пос. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: gics/ Калюжный А.С. Психология и педагогика: учеб. пос. [ Электронный ресурс ]. Режим доступа: gics/