Психология общения
Когда Вы изучите данный элемент, Вы узнаете: Функции и структура общения. Функции и структура общения. Трансактный анализ общения. Трансактный анализ общения. Вербальные и невербальные средства общения. Вербальные и невербальные средства общения. Общение как восприятие людьми друг друга. Общение как восприятие людьми друг друга. Типы и механизмы психологического воздействия. Типы и механизмы психологического воздействия. Синтоническая модель общения. Синтоническая модель общения. Виды и техники слушания. Виды и техники слушания.
Психология- наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Психология- наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Научная психология система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. Научная психология система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психических явлений; переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений к их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов.
Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Cтороны общения: Коммуникативная Коммуникативная Интерактивная Интерактивная Перцептивная Перцептивная
Этапы в процессе общения: Потребность в общении– побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. Потребность в общении– побуждает человека вступить в контакт с другими людьми. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения. Ориентировка в личности собеседника. Ориентировка в личности собеседника. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе что именно скажет. Планирование содержания своего общения – человек представляет себе что именно скажет. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи. Корректировка направления, стиля, методов общения. Корректировка направления, стиля, методов общения. Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов общения – оно окажется неэффективным.
Коммуникативная компетентность Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию Коммуникация в переводе с латыни означает общее, разделяемое со всеми. Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию Коммуникация в переводе с латыни означает общее, разделяемое со всеми. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми..
Причины плохой коммуникации : а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем; а) стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуаций, в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем; б) предвзятые представления - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно; б) предвзятые представления - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно; в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда; в) плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда; г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя; г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя; д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов; д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов; е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность. е) ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность. ж) неверный выбор стратегии и тактики общения. ж) неверный выбор стратегии и тактики общения.
Стратегии общения: открытое – закрытое общение; открытое – закрытое общение; монологическое – диалогическое; монологическое – диалогическое; ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение по душам). ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение по душам).
Виды общения Контакт масок. Контакт масок. Примитивное общение. Примитивное общение. Формально – ролевое общение. Формально – ролевое общение. Деловое общение. Деловое общение. Духовное. Межличностное общение. Духовное. Межличностное общение. Манипулятивное общение. Манипулятивное общение. Светское общение. Светское общение.
Позиции в общении : Позиции в общении : доброжелательная позиция принятия собеседника; доброжелательная позиция принятия собеседника; нейтральная позиция; нейтральная позиция; враждебная позиция непринятия собеседника; враждебная позиция непринятия собеседника; доминирование, или общение сверху; доминирование, или общение сверху; общение на равных; общение на равных; подчинение, или позиция снизу. подчинение, или позиция снизу.
Трансактный анализ общения Три основные позиции: Родитель Родитель Взрослый Взрослый Ребёнок Ребёнок
Средства общения: Вербальные Вербальные Невербальные. Невербальные.
Фактор, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей: Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений. Наличие уже сформированных стереотипов. Наличие уже сформированных стереотипов. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека. Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека. Безотчетное структурирование личности другого человека. Безотчетное структурирование личности другого человека. Эффект ореола Эффект ореола Эффект проецирования Эффект проецирования Эффект первичности Эффект первичности Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей. Эффект последней информации Эффект последней информации
Общение как восприятие людьми друг друга Восприятие включает: Идентификация Идентификация Рефлексия Рефлексия
Синтоническая модель общения Синтоническая модель общения Название синтоническая образовано от слова синтония, что означает быть в гармонии с собой и другими. Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования. Нейропсихологическое программирование – это результат слияния психологии, лингвистики, математики. Название синтоническая образовано от слова синтония, что означает быть в гармонии с собой и другими. Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования. Нейропсихологическое программирование – это результат слияния психологии, лингвистики, математики. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя любимая дверь восприятия – та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя любимая дверь восприятия – та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим.
Виды слушания Активное Активное Пассивном Пассивном Эмпатическое Эмпатическое
Список рекомендуемой литературы: 1. Бодалев А. А. Психология общения. – Воронеж, – 448 с. 2. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Педагогика, с. 3.Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, – 319с. 5. Леонтьев. А. А. Общение как объект психологического исследования. //Методологические проблемы социальной психологии.- М., с. 6.Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие. - 3-е изд. - М.: Смысл, с. 7. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. М., с. 8. Рай Л. Развитие навыков эффективного общения. - СПб.: Питер, с. 9.Станкин М.И. Психология общения: курс лекций.-М.: Институт практической психологии, с.
Вопросы предназначены для самопроверки студента по педагогическому общению Вопросы предназначены для самопроверки студента по педагогическому общению Блок заданий рассчитан на то, чтобы студент сумел выработать знания и умения в процессе их выполнения Блок заданий рассчитан на то, чтобы студент сумел выработать знания и умения в процессе их выполнения