НАПРАВЛЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЕ Юшко Максим Студент 3 курса 1группы факультета психологии ЮФУ
Понятие и задачи социальной рекламы Социальная реклама - это вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к жизненно важным проблемам общества и его нравственным ценностям. Предназначение социальной рекламы - гуманизация общества и формирование нравственных ценностей. Миссия социальной рекламы - изменение поведенческой модели общества. Задачами социальной рекламы являються: Гуманистическая Образовательная Декларация ценностей. Призывы к созиданию. Социальная психотерапия.
Объект и зрительный образ социальной рекламы Во всем мире социальная реклама – важная составляющая мировоззрения и нравственного здоровья общества. Поэтому очень важна правильная постановка объекта рекламы и зрительных образов, его иллюстрирующих.
Основная тематика социальной рекламы: Безопасность жизнедеятельности города/в городе. Проблемы достижения равных прав и социальных гарантий. Экологические проблемы. Тенденции развития общества.
Внешние и внутренние факторы поведения человека в рекламной среде На процесс поведения человека в рекламной среде оказывают влияние как внешние факторы, так и внутренние. Внешние факторы – это все то, что происходит вокруг вас в данный момент времени. Внутренние факторы – это все то, что происходит внутри вас в тот же самый момент. Эти внутренние и внешние факторы вызывают определенный психологический настрой, который в конечном итоге проявляется в определенном поведенческом действии.
Как привлечь внимание человека Чтобы оказать на поведение человека определенное воздействие, необходимо, прежде всего, привлечь его внимание. Привлечение внимания – первое звено в цепи механизма психологического воздействия социальной рекламы. Именно внимание сопровождает такие психические процессы как восприятие рекламной информации и переработка ее в сознании. Избирательный характер внимания предотвращает перегрузки психики от потока информации. Сосредоточение психической деятельности человека на одном объекте влечет за собой отключение внимания от других объектов.
Переключение и сосредоточения внимания в социальной рекламе Важнейшая особенность внимания – возможность распределять, переключать и сосредоточивать его. Эти свойства внимания в значительной мере влияют на характер восприятия социальной рекламы, ее осмысление и запоминание. Переживания, представления и другие психические процессы, возникающие при восприятии социальной рекламы, перемежаются, например, образами знакомых людей, возникающих по ассоциации, внимание переключается на предметы обстановки в комнате и рядом сидящих людей.
Объём внимания как одно из условий эффективности социальной рекламы Считается, что взрослый человек может охватить вниманием одновременно четыре-шесть объектов. При уменьшении числа объектов внимание становится более концентрированным, что способствует более глубокому их восприятию. Если изобразительная часть рекламы перегружена деталями, зритель не успевает воспринимать весь объем изображения, поскольку его психика оказывается перегруженной. Специфику объема внимания особенно важно учитывать при создании социальных рекламных кинофильмов, видеороликов, радиосообщений и других средств рекламы.
Интенсивность внимания На эффективность социального рекламного воздействия оказывает влияние интенсивность внимания, т. е. определенное количество психической деятельности, затрачиваемой человеком при восприятии рекламы. Установлено, что наибольшие затраты нервной энергии происходят в тех случаях, когда рекламное сообщение исходит от авторитетного лица. Благоприятными условиями для создания устойчивого внимания к социальной рекламе служит средняя скорость се вещания, оптимальный объем, разнообразие сюжетов, а также оптимальное чередование речевого и музыкального сопровождения, позволяющие избежать монотонности.
Интенсивность раздражителя в рекламе Чем интенсивнее рекламный раздражитель воздействует на органы чувств человека, тем выше степень внимания к нему. Однако такие способы интенсификации внимания к социальной рекламе имеют определенные границы – порог восприятия. Превышение этого порога приводит к тому, что люди перестают воспринимать «кричащую» рекламу
Новизна в рекламе Наиболее пристальное внимание социальная реклама привлекает благодаря своей необычности, уникальности, новизне. Непроизвольное внимание зрителя привлекает резкая смена неторопливой речи диктора, движущиеся изображение на экране телевизора, повторяемость отдельных кадров. Особенно легко удерживается внимание к социальной рекламе с помощью контрастных раздражителей, например, изображение беременной женщины с сигаретой в руке на фоне плачущего ребёнка.
Факторы воздействия социальной рекламы Восприятие человека отбирает из рекламного сообщения лишь самое нужное для его жизнедеятельности и не воспринимает то, что субъективно не представляется ему необходимым. Люди сознательно или бессознательно избегают информации, которая не совпадает или противоречит их убеждениям, а воспринимают обычно то, что соответствует их желанию, опыту. Эффективность воздействия социальной рекламы во многом зависит от длительности процесса внимания, вызываемого раздражителем, и от силы раздражителя. Раздражитель, действующий длительное время.
Положительное воздействие социальной рекламы на общество: Формирование позиции «гражданской ответственности». Трансляцию ценностей. Привлечение граждан к участию в социальной жизни (косвенно, в политике). Гуманизация общества.
14 Проблемы внедрения социальной рекламы Проблемы с финансированием Ни в коем случае нельзя размещать социальную рекламу вместе с коммерческой. Трудность оценки эффективности социальной рекламы. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социальная реклама играет очень важную роль в современном обществе. Правильно сделанная реклама может заставить человека задуматься о существующих проблемах и подтолкнуть к действиям для их решения.