Научно – практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее- 2011» Исследование фронтовых писем Горохова Михаила Ивановича как отражение судьбы страны Автор: Субботина Татьяна Евгеньевна Тюменская область, Тюменский район, село Онохино муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Онохинская средняя общеобразовательная школа, 9 класс Научный руководитель: Субботина Ирина Александровна, учитель английского языка Высшей квалификационной категории, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации, муниципальное автономное общеобразовательное учреждение, Онохинская средняя общеобразовательная школа Каскара, 2011
Объект исследования подлинные фронтовые письма из семейного архива Горохова Михаила Ивановича, датируемые 1941 – 1944 годами.
Предмет исследования – особенности содержания фронтовых писем.
Цель исследования: изучить фронтовые письма из семейного архива Горохова Михаила Ивановича как страницы истории и отражение судьбы страны.
Гипотеза исследования – если мы проведем систематизацию содержания фронтовых писем М.И. Горохова, то сможем подробнее узнать интересные факты о том, как был налажен фронтовой быт, что думали, о чем переживали люди, находящиеся далеко от дома, защищавшие свою великую Родину, своих близких и родных.
Письмо М.И.Горохова от 2 марта 1943 года
В 1941 г. в действующую армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем
Горохов Михаил Иванович
Извещение о гибели Михаила Ивановича Горохова
Нами было проанализировано 34 письма Горохова Михаила Ивановича.
«Здравствуйте, Лиза, мама, Владик, Ига, Борис!» Каждый раз желал «хорошего здоровья, успеха в жизни». Часто передавал привет коллегам, писал и на школу письма. Заканчивал Михаил письма словами: «Ну, пока все.», «Крепко всех целую!», «До свидания!», «Передавай привет…».
Обеспокоенность о доме, семье, детях, жене «…на твою долю выпали большие трудности и лишения, на переживания которых тебе придется потратить немало сил…»
Любовь к жене, моральная поддержка «Самое главное – не падай духом. Живи надеждой на будущее и тогда будет легче. До нашей встречи пройдет еще немало времени. Набирайся силы, чтобы прожить его и преодолеть все трудности»
Проблема быта в тылу «жаль, что у вас сейчас с продуктами плохо» «я прямо не представляю, как вы проживете это время»
Школа, ученики, односельчане «Передай привет учителям, да сообщи мне о них, а то ведь я не знаю кто и работает нынче»
Трудное положение на фронте «… потому что конца войне не видно, и когда он будет, трудно сказать». «…конечно, будем рассчитывать на лучший исход»
Проблема питания «Мне дали муки 4 стакана и я из нее заваривал заваруху и с таким аппетитом поел, как будто на празднике».
Вступление в партию «Вчера у меня был счастливый день – я получил кандидатскую карточку в члены ВКПб. Теперь ты уже не скажешь, что я всю жизнь буду комсомольцем. Комсомольский билет сменил»
Темы внутрисемейные отношения; радость за детей; беспокойство за детей; погода; любовь к Родине; обыденность.
Памятник погибшим воинам в селе Онохино