Информатика в начальной школе Роман Елена Васильевна, учитель МОУ ОСОШ 1
Преподавание информатики в начальных классах В данном материале рассматриваются условия, при соблюдении которых доверяется ведение информатики в начальных классах. В материале представлен опыт работы по УМК Матвеевой Н.В., его преимущества. В 2007 началось обучение информатики в начальной школе с 3 класса. В настоящее время созданы условия для активного применения средств информационных и коммуникационных технологий в обучении информатики в начальной школе, так как происходит реализация программ информатизации образования: в школу поступили компьютеры, электронные учебные материалы, школа подключилась к Интернету.
Основная задача информатики в начальной школе – заложить основы грамотной работы с информацией и сформировать у школьников понятийный аппарат и первоначальные навыки использования средств ИКТ познавательной и практической деятельности. Часы для преподавания информатики в начальной школе отводятся за счет часов регионального компонента по 1 часу в неделю во 2,3,4 классах.
Преподавание информатики осуществляется по программе Н.В. Матвеевой. Данная программа лучше других обеспечивает непрерывность изучения предмета и даёт необходимую теоретическую и практическую подготовку учащихся к изучению базового курса информатики. Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний, представлен в виде учебно – методического комплекта для трёхлетнего обучения.
В УМК входят – · учебники для 2,3,4 классов; · рабочие тетради (по две на каждый год обучения); · тетрадь для выполнения контрольных работ и тестовых заданий; · электронное пособие (на CD), содержащее учебные и игровые программы ко всему трёхлетнему курсу обучения.
Возможно использование для обеспечения практической составляющей и других компьютерных программ: · «Азы информатики», · «Роботландия», · «Мир информатики» (Кирилл и Мефодий). Особенностью обучения информатики в начальной школе является постепенное наращивание компьютерной составляющей курса.
В третьем классе учащиеся знакомятся с видами информационной деятельности. Компьютерная составляющая обучения состоит в первичном знакомстве с основными внешними устройствами компьютера, ознакомительной работой с простейшими обучающими программами игрового характера. Учащиеся обучаются элементам клавиатурного письма, графического интерфейса, учатся пользоваться манипулятором «мышь», узнают о видах информационных объектов, большую часть занятий составляют задания, использующие технические средства обучения (ТСО).
Рекомендуется выделить следующие этапы урока: 1.проверка домашнего задания (до 5 минут), 2.изучение новой темы (примерно 7 минут, с использованием технических средств обучения, в том числе телевизора, компьютера), 3.закрепление материала (около 7 минут), 4.практическое или проектное задание (примерно 10 минут с использованием технических средств обучения и инструментов исследовательской и конструкторской деятельности, с использованием одного компьютера в классе в качестве электронной доски в режиме эстафеты, выступления), 5. обсуждение результатов (5 минут). 6. В течение урока необходимо проводить физкультминутку (1-3 минуты).
Для проведения уроков информатики в компьютерном кабинете возможно привлекать дополнительное оборудование: мультимедийный проектор; принтер; сканер; колонки компьютерные; графический планшет для рисования; цифровой фотоаппарат или видеокамера.
Обучение информатике в начальной школе подготовит учащихся к самостоятельному использованию в учебной деятельности информационных источников, сформирует элементарные умения работы на компьютере, подготовит к работе с информацией с использованием средств коммуникаций, расширит круг понятий и кругозор учащихся в области ИКТ. Важно, что практические задания и проекты, которые учащиеся выполняют в начальной школе по курсу информатики, позволят им получить опыт учебной деятельности с использованием ТСО и средств ИКТ и применить его при выполнении подобных заданий по другим предметам. Это способствует вхождению учащихся в информационное образовательное пространство.