ИНФОРМАТИКА Тема урока: Решение задач на попадание точки внутрь геометрических фигур с использованием составных условий в командах ветвления. Авторы презентации: учитель информатики высшей категории МОУ «СОШ 12» Дунаева И.В., Заместитель директора по информатизации МОУ «Школа 27» Дунаев А.В. Основы программирования на языке Pascal.
Общий вид команды ветвления на языке программирования Pascal: IF условие THEN оператор 1 ELSE оператор 2 В составных условиях между отдельными условиями ставятся соединительные слова: AND (И) или OR (ИЛИ) Используется, если все перечисленные условия должны выполняться одновременно Используется, если должно выполняться хотя бы одно из перечисленных условий
1.AND 2.OR Для изменения порядка выполнения логических операций используются круглые скобки. Каждое отдельное условие на языке программирования Pascal заключается в круглые скобки. Приоритет выполнения логических операций:
Команда условного перехода на языке программирования Borland Pascal: IF условие THEN GOTO метка1 Описание меток в разделе описаний: Program pr1; Label metka1, metka2; Var ……… Команда безусловного перехода на языке программирования Borland Pascal: GOTO метка1
Задача 1 1.С клавиатуры вводятся координаты точки X и Y, а также координаты вершин прямоугольника X1 и Y1, X2 и Y2 ( X1 < X2, Y1< Y2). Определить, попадает точка внутрь прямоугольника, лежит на его границе или находится вне прямоугольника. X, YX, Y X1,Y1 X2,Y2
Program pr1; Label 1; Var X,y,x1,y1,x2,y2: real; Begin Writeln(Введите координату точки X); Readln (X); Writeln(Введите координату точкиY); Readln (Y); 1 : Writeln(Введите координату X первой вершины прямоугольника X1); Readln (X1); Writeln(Введите координату Y первой вершины прямоугольника Y1); Readln (Y1); Writeln(Введите координату X второй вершины прямоугольника X2); Readln (X2); Writeln(Введите координату Y второй вершины прямоугольника Y2); Readln (Y2); If (X2
X, YX, Y X1,Y1 X2,Y2 1. Точка находится вне прямоугольника, когда: X X2 или Y>Y2 2. Точка находится внутри прямоугольника, когда: X>X1 и X Y1 и Y=Y1 и Y=Y1 и Y=X1 и X=X1 и X
I f (X X2) OR (Y>Y2) Then Writeln (точка находится вне прямоугольника); I f (X>X1) AND (Y>Y1) AND (X
Задача 2 С клавиатуры вводятся координаты точки X и Y. Определить, попадает точка внутрь заштрихованной фигуры, находится на ее границе или лежит вне ее. Y X Y=X 2 Y=9 1. Точка находится вне фигуры, когда: Y Точка находится внутри фигуры, когда: Y>Х и Y=-3 и X =-3 и X
Задача 3 С клавиатуры вводятся координаты точки X и Y, а также радиус R и координаты X1 и Y1 центра окружности. Определить, попадает точка внутрь окружности, находится на ее границе или лежит вне ее. Y X X1,Y1 X,Y X1-X Y-Y1 L 1. Точка находится вне окружности, когда L>R 2. Точка находится внутри окружности, когда L
Задача 4 С клавиатуры вводятся координаты точки X и Y, а также координаты вершин прямоугольников X1 и Y1, X2 и Y2 ( X1 < X2, Y1< Y2), X3 и Y3, X4 и Y4 (X1 < X3 < X2, Y1
Задача 5 С клавиатуры вводятся координаты точки X и Y. Определить, попадает точка внутрь заштрихованной фигуры или нет. Y X X,Y Y=9 Y=-XY=X
Задача 6 (повышенной сложности) С клавиатуры вводятся координаты точки X и Y. Радиус окружности, центр которой находится в начале координат, равен 0,5. Сторона квадрата, центр которого находится в начале координат, равна 2. Второй квадрат, равный первому, повернут на 45 по отношению к первому. Определить, попадает ли точка внутрь заштрихованных областей. Y X X,Y R=0,5 2 Задание предлагалось на олимпиаде по информатике в Московском Государственном Университете Приборостроения и Информатики в феврале го года
Домашнее задание: составить программы решения задач 2, 3, 4, 5 на языке программирования Pascal. Задание 6 выполняется по желанию.