Технология поэтапного формирования УУД с использованием ИКТ-инструментов Кафедра ИТО ВОИПКиПРО
Проектная деятельность
Информатика представляет собой метадисциплину, имеющую общенаучный язык, своеобразную познавательную «латынь». В ходе изучения информатики формируются все УУД. ФГОС II поколения:
«Одним из важнейших показателей изменения образа жизни во второй половине нашего века является развитие и использование новых информационно-коммуникационных технологий во всех областях социальной жизни и деятельности, уровень производства и потребления обществом информационных продуктов и услуг». Концепция формирования информационного общества в России
Юнеско: «ИКТ всегда важны там, где есть обучение и знания» Информатика - наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, анализа и оценивания информации, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - совокупность методов, процессов и программно- технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
«Информатика имеет такое же отношение к изучению компьютеров, как астрономия к изучению телескопов». Эдсгер Дейкстра
ИКТ-инструменты для образования ИКТ-инструменты – это приборы и программные средства, позволяющие сделать образовательный процесс более эффективным и сформировать у учащихся необходимые навыки, УУД, компетенции. специальные ИКТ-инструменты для образования ИКТ-инструменты общего назначения для всех предметов для отдельных предметов
Свойства современных ИКТ-инструментов МоделингИнтерактивность
Преимущества мотивация; наглядность; экономия времени; возможность автоматического контроля; возможность моделирования ситуаций, которые в силу некоторых причин невозможно рассмотреть в реальной жизни.
Внешняя среда Коррекция Мотивы Целеполагание «Целевыполнение» результат оценка саморегуляция Соц. заказ Нормы Принципы Условия Общая структура человеческой деятельности
Пример использования технологии поэтапного формирования УУД при помощи ИКТ-инструмента на примере темы «Программирование»
Решение задач с использованием базового алгоритма Решение задач с использованием сочетания алгоритмов Теория Поэтапное формирование УДД на примере темы «Программирование » Базовые задания Видоизменение Творчество, проекты
Специальные средства для обучения программированию и моделированию
Преимущества использования мотивация; возможность работы с реальными объектами, их сравнение в ходе выполнения задачи; действия робота однозначно позволяют определить, правильно решена задача или нет; понятна необходимость корректировки, т.к. оценка объективна; представление работы можно осуществить достаточно быстро и наглядно; синтез программирования и моделирования.
Формулировка темы занятия Учитель предлагает учащемуся тему, по ходу мотивируя учащегося на ее принятие. Ученик выслушивает мотивацию учителя, «принимает тему» Деятельность учителя и учащегося Формируемые УУД Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование Коммуникативные (умение слышать, слушать и понимать) Учитель предлагает видоизменить тему в зависимости от возможностей ученика, мотивируя учащегося принять участие в формулировке Коммуникативные действия (планировать и согласованно выполнять совместную деятельность) Учащийся самостоятельно (или почти самостоятельно формулирует тему), опираясь на предшествующий опыт, помощь учителя, собственные интересы и возможности Регулятивные (постановка проблемы) Коммуникативные (умение и готовность вести диалог) Этапы формировании УУД + +
Сообщение целей и задач Учитель сообщает цель занятия, Деятельность учителя и учащегося Формируемые УУД Личностные (самоопределение, смыслообразование Коммуникативные (умение слышать, слушать и понимать) Общеучебные (формулирование цели) Учитель совместно с учащимся формулируют цель, выслушивая аргументы и дополняя друг друга Коммуникативные действия (планировать и согласованно выполнять совместную деятельность) Учащийся формулирует цель, соотнося ее со своими возможностями, материальным оснащением и т.д. Регулятивные (постановка проблемы) Личностные (самоопределение) Этапы формировании УУД Учащийся принимает, разделяет цель с учетом мотивации + + +
Программирование модели Учитель объясняет новое Деятельность учителя и учащегося Формируемые УУД Регулятивные логические (анализ, логической цепи рассуждений) Общеучебные Коммуникативные действия Ученик разрабатывает видоизмененный алгоритм, при необходимости получает новые знания Регулятивные (установление причинно-следственных связей Общеучебные (умение структурировать знания) Самостоятельное создание программы, соответствующей цели. Учитель консультирует по необходимости Этапы формировании УУД Изучает и воспроизводит базовый алгоритм программирования Регулятивные (синтез, подведение под понятие) Общеучебные (поиск необходимой информации, структурирование знаний)
Обучение в сотрудничестве
Модуль, реализующий технологию Разработана программа курса, рассчитанная на 12 часов - блок 77-O «Модели с цифровым управлением – проектирование, конструирование, программирование».Модели с цифровым управлением – проектирование, конструирование, программирование
Модуль, реализующий технологию Написан по запросам учителей информатики ОУ Воронежской области. Основан на деятельностном подходе! Позволяет формировать индивидуальную образовательную траекторию слушателя. Получил самые высокие оценки у разных категории педагогических работников.