Информационная культура как способ вхождения в информационное общество
Информационная культура это одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.
Составляющие информационной культуры Морально-этическая составляющая Социальная составляющая Технологическая составляющая Информационная культура Мировоззренческая составляющая Психологическая составляющая
Мировоззренческая составляющая информационной культуры предполагает осознание сущности происходящих явлений, познания законов и закономерностей распространения информации в обществе, воздействия ее на личность, теоретического осмысления роли информации в контексте культуры.
Морально-этическая составляющая подразумевает воспитание личной ответственности за распространение информации, принципов и убеждений, препятствующих социально-деструктивной информации, дезинформации, манипулированию сознанием людей.
Психологическая составляющая информационной культуры личности заключается в выработке оптимальной реакции на поступающую информацию и адекватного поведения личности, формирование умения действовать в условиях избыточной информации, оценивать качественную сторону информации, отбирать из массы сведений достоверные, соотносить с уже имеющейся информацией, критически переосмысливать, свертывать и развертывать, вырабатывать навыки психогигиены восприятия информации, рациональные привычки, свойства личности для защиты от информационного шума.
Социальная составляющая информационной культуры личности заключается в формировании у личности социально необходимого уровня информированности, выступающего обязательным условием социализации личности и выполнения ее многообразных функций в обществе.
Технологическая составляющая информационной культуры заключается в овладении информационной технологией, знакомство с информационными ресурсами общества, навыками поиска нужной информации, ее хранения и использования.
Компоненты технологической составляющей информационной культуры личности Технологическая составляющая Библиотечно- библиографическая грамотность Компьютерная грамотность Культура чтения Культура аналитико- синтетической переработки информации
Библиотечно-библиографическая грамотность – это комплекс знаний, умений и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки. Включает знания: о структуре библиотечного фонда, составе библиотечных каталогов, картотек и библиографических пособий, о правилах библиографического описания, правилах пользования библиотеками. Предполагает умения найти в библиографических пособиях, каталогах и картотеках необходимые источники информации и оформить читательское требование на них.
Компьютерная грамотность – это знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий. Она предполагает владение разнообразным компьютерным оборудованием и программным обеспечением, сетевыми технологиями, технологиями мультимедиа, презентационными технологиями, технологиями создания портфолио и т.п.
Культура чтения – это знания, умения и навыки, необходимые читателю для полноценного выбора, восприятия и понимания произведения печати. Она предполагает: знание читателем правил пользования библиотеками; осознанный выбор тематики чтения; ориентацию в источниках, в т.ч. и в справочно- библиографическом аппарате библиотеки; систематичность и последовательность чтения, умение выбирать конкретную книгу; знание правил гигиены чтения; владение приемами рационального чтения, обеспечивающими ориентацию в книге, усвоение и глубокое понимание прочитанного; умение использовать и применять на практике полученную информацию, почерпнутую из различных источников; владение приемами конспектирования, реферирования и т.д.
Культура аналитико-синтетической переработки информации предусматривает такие способы деятельности: подбор литературы подразумевает понимание темы исследования, выявление в ней ключевых слов и отбор релевантных источников; в ходе схематизации происходит анализ семантической структуры научного текста, устранение излишней сложности и информационной избыточности основных суждений, изложенных в нем, синтез трансформированных компонентов научного текста в единое целое схемы. основной задачей экспертизы является оценка содержания анализируемого научного текста. анализ предполагает преобразование источника с целью извлечения из него наиболее существенных, релевантных задаче анализа сведений и их редактирование, а синтез – объединение этих сведений с целью получения так называемых производных текстов различного функционального назначения. обобщение имеет своей целью «свертывание» информации без снижения ее смысла и требует от исследователя умения находить и использовать наиболее емкие средства и формы представления информации.
Проблемы формирования информационной культуры личности отсутствие четкого понимания сущности этого феномена; теоретическая неразработанность методологических понятий, таких как объект, предмет, функции, принципы; отсутствие четкого представления о структуре информационной культуры личности; искаженное представление о методах формирования информационной культуры; преобладание только одного компонента – технологического, связанного поиском нужной информации, с использованием компьютерной техники.