«Сегодня мы делаем очень важный шаг – определяем главной целью развития объединенного Красноярского края качество жизни человека – самой большой ценности, которая у нас есть» Губернатор Красноярского края Хлопонин А.Г. «Устав это базовый, основополагающий документ, который является фундаментом для всей региональной правовой системы. Устав края предопределяет перспективы нашей жизни в будущем» Председатель Законодательного Собрания А.В.УСС
Красноярский край: территория, население, экономические преимущества
Красноярский край Красноярский край: территория, население, экономические преимущества Красноярский край образован постановлением Президиума ВЦИК от 7 декабря 1934 г. В его состав вошли 32 округа и района, выделенные из Западно-Сибирского и Восточно-Сибирского краев. Сегодня в составе края 581 муниципальное образование: 17 городских округов, 44 муниципальных районов, 36 городских поселений, 484 сельских поселения.
Таймырский Округ создан по постановлению ВЦИК от 10 декабря 1930 г. Первоначально назывался Таймырским национальным округом и входил в Восточно-Сибирский край. С образованием 7 декабря 1934 г. Красноярского края включен в его состав. В 1977 г. переименован в Таймырский (Долгано - Ненецкий) автономный округ. Статус самостоятельного субъекта РФ, оставаясь в административно-территориальном отношении частью Красноярского края, получил в соответствии с Федеративным договором 1992 г. В апреле 2005 года на референдуме жители округа поддержали объединение с Красноярский краем и Эвенкией. Таймырский (Долгано - Ненецкий) округ – ныне район с особым статусом Красноярский край: территория, население, экономические преимущества
Эвенкийский Округ создан по постановлению ВЦИК от 10 декабря 1930 г. Первоначально назывался Эвенкийским национальным Округом и входил в Восточно-Сибирский край. С образованием 7 декабря 1934 г. Красноярского края включен в его состав. Статус самостоятельного субъекта РФ, оставаясь в административно-территориальном отношении частью Красноярского края, получил в соответствии с Федеративным договором 1992 г. В апреле 2005 года на референдуме жители округа поддержали объединение с Красноярский краем и Таймыром. Эвенкийский Округ – ныне регион с особым статусом Красноярский край: территория, население, экономические преимущества
Объединение края – единый проект общества, бизнеса и власти «В основе любого объединительного проекта должен лежать явный эффект синергии (усиления) от сложения экономических потенциалов регионов, причём в объединении должны быть равно заинтересованы власть и бизнес» Губернатор Красноярского края Хлопонин А.Г. Цели объединения: устранение административных барьеров, территориальных границ между тремя регионами создание благоприятных условий для реализации больших государственных проектов, для поступления в регион огромных инвестиций создание новых современных рабочих мест и к увеличению налоговых поступлений в бюджет края рост качества социальных стандартов.
Референдум по объединению 17 апреля 2005 года состоялся референдум по объединению края
Символы Красноярского края. Герб Красноярского края В червленом поле поверх лазоревого, смещенного вправо и тонко окаймленного золотом столба, золотой лев, держащий в правой передней лапе золотую лопату, а в левой - золотой серп (символы плодородия и богатства недр). Щит увенчан пьедесталом с орденскими лентами, окружен золотыми дубовыми листьями и кедровыми ветками, соединенными голубой лентой. В геральдике червленый цвет- символ храбрости, мужества и неустрашимости, лев- символ власти, отваги, храбрости и великодушия.
Символы Красноярского края. Флаг Красноярского края Флаг Красноярского края представляет собой прямоугольное красное полотнище, посредине флага расположен герб края; высота изображения герба составляет 2/5 высоты полотнища. Отношение ширины полотнища к длине - 2:3. В основу флага взят цвет щита, символ земли Красноярской.
Устав Красноярского края. Основной закон края
Структура Устава Красноярского края Раздел I. Основные ценности и принципы (ст. 1-14) Раздел II. Конституционно-правовой статус Красноярского края в составе российской федерации (ст ) Раздел III. Территориальное устройство края (ст. 29 – 34) Раздел IV. Государственная власть края (ст. 35 – 45) Устройство законодательной, исполнительной власти, местное самоуправление, суды (ст. 46 – 131) Раздел V. Правовые акты края (ст. 132 – 147) Раздел VI. Краевая собственность и краевые финансы (ст. 148 – 156) Раздел VII. Местное самоуправление в крае (ст. 157 – 167) Раздел VIII. Заключительные и переходные положения (ст. 166 – 170)
Устав Красноярского края. Основные принципы и ценности. Общее благо Выборность власти Разделение властей Открытость власти Верховенство права Идеологическое многообразие и многопартийность Уважение прав и свобод человека и гражданина Уважение к истории, традициям и культуре народов и этнических общностей Свобода массовой информации Поощрение хозяйственной инициативы, защита права собственности Партнерство между работодателями и работниками и их объединениями Сохранение и улучшение окружающей среды Реализация способностей и социального прогресса граждан Социальная защита наиболее нуждающимся в ней людей
Устав Красноярского края. Принципы территориальной политики в крае Интеграция территорий Организация единого экономического и социального пространства Эффективное развитие всех регионов Помощь территориям с недостаточным уровнем социально-экономического развития Сохранение и развитие национальных и этнических обычаев и традиций всех народов Помощь территориям Крайнего Севера
Осуществление принципов территориальной политики. (на примере бюджета края 2008 года)
Формы непосредственной демократии. Как граждане края осуществляют государственную власть? Устав края гарантирует непосредственное осуществление государственной власти гражданами через: (ст. 37) - Выборы депутатов Законодательного Собрания (ст. 36) - Референдум (ст. 38) - Народная инициатива (ст. 39) - Опросы граждан (ст. 40) - Публичные слушания (ст. 41) - Народное обсуждение гражданами проектов законов (ст. 42) - Обращение граждан в органы государственной власти (ст. 43) - Собрания граждан, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования Местное самоуправление: - местный референдум и муниципальные выборы
Формирование государственной власти и государственных органов в Красноярском крае формирует выбирают наделяет полномочиями согласовыва е т выбирают представляет формирует
Законодательное Собрание Красноярского края Выборы: Постоянно действующий, высший и единственный орган законодательной власти в крае Срок полномочий: 5 лет Заседания: открытые Голосование: личное Полномочия: Принимает законы края Утверждает: программу развития; краевой бюджет. Устанавливает региональные налоги и сборы, систему и порядок осуществления государственной власти в крае
Губернатор 1.Высшее должностное лицо. 2.Законодательное Собрание наделяет полномочиями Губернатора сроком на 5 лет по представлению Президента РФ. 3.Руководит органом исполнительной власти. Формирует правительство. 4.Определяет основные направления экономической и социальной политики в крае (совместно с Законодательным Собранием). 5.Предоставляет край в отношениях с федеральными органами государственной власти, и при осуществлении внешнеэкономических связей. 6.Обнародует либо отклоняет законы, принятые Законодательным Собранием (право «вето»).
Правительство 1.Высший исполнительный орган государственной власти края. 2.Организует исполнение устава, законов и договоров края. 3.Ответственно перед Законодательным Собранием по вопросам исполнения законов. 4.Члены Правительства назначаются из граждан РФ. Высшие должности согласовываются с Законодательным Собранием. 5.Министерства – органы исполнительной власти осуществляющие управление (исполнительно-распорядительное) полномочиями в определенных областях. 6.Оценка деятельности исполнительных органов осуществляется на основаниях показателей эффективности деятельности, утвержденных Губернатором.
Счетная палата Красноярского края Счетная палата Красноярского края является постоянно действующим органом г осударственного финансового контроля, образуемым Законодательным Собранием Красноярского края и подотчетным ему. Счетная палата осуществляет экспертно-аналитическую и контрольную деятельность, с вязанную с краевым бюджетом.
Краевая избирательная комиссия Избирательная комиссия Красноярского края – государственный орган д ля обеспечения и защиты избирательных прав граждан Статус: независима от органов государственной власти Компетенция: готовит и проводит выборы и референдумы Состав:
Уполномоченный по правам человека в крае Цель деятельности: Обеспечение гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина Статус: независим и неподотчетен государственным органам и должностным лицам Приносит присягу перед Законодательным собранием Все государственные органы обязаны содействовать деятельности Уполномоченного по правам человека
Мировые судьи в крае Правосудие на территории края осуществляется федеральными судами и мировыми судьями края Принципы осуществления судебной власти: Независимость судей Подчинение судей только закону Мировые судьи назначаются (избираются) на должность Законодательным Собранием края Мировые судьи рассматривают уголовные и гражданские дела. Например: административные правонарушения: незаконная торговля, хамство, распитие спиртных напитков в общественных местах, нарушение визового режима, нарушение правил дорожного движения. Мировые судьи выносят приговоры за большинство уголовных преступлений, которые наказываются сроком до 3 лет лишения свободы
Местное самоуправление Право граждан на местное самоуправления осуществляется непосредственно – путем участия в местных референдумах, муниципальных выборах. Власть и управление на местах регулируются Уставом Муниципального образования Местное самоуправление в крае организуется в различных вариантах основной модели
Как взаимодействуют власть и общество? Институциональное взаимодействие общества и органов государственной власти и местного самоуправления
Важное в содержании нового Устава края
Издание подготовлено по заказу Законодательного собрания края в рамках п одготовки к V съезду депутатов Красноярского края при участии Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования. Руководитель проекта: А.М. Клешко, заместитель председателя Законодательного собрания Красноярского края Авторский коллектив: Е.Ю. Долгодворова, Е.Г. Пригодич, П.А. Сергоманов Консультанты:С.М. Мигаль, Т.Н. Миндеева (с) Законодательное Собрание год.