Педагогический коллектив детского сада опираясь на проблему, что дети дошкольного возраста мало знают о профессиях и поразмыслив, о реалиях современности, решил организовать раннюю профориентацию в ДОУ. Тем более что идеи профориентации заложены в программе обучения и воспитания в детском саду в разделе ознакомления с профессиями и трудом взрослых и являются частью образовательно- воспитательного процесса и социализации ребенка в детском саду.
Проблема ранней профориентации в детском саду является инновационной, цель которой - социализация дошкольников в процессе ознакомления с профессиями и трудом взрослых. Участниками и соорганизаторами профориентационной работы в детском саду стали администрация, воспитатели, дошкольники и их родители.
-обогащать представления детей о профессиях; -воспитывать чувство уважения к труду взрослых, желание оказывать помощь; -обогащать словарный запас посредством ознакомления детей с предметами, необходимыми в работе людей различных профессий; -создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании.
Формы работы экскурсии наблюдения встречи с людьми разных профессий занятия Чтение литературы Работа с родителями игры
В процессе дальнейших занятий, бесед посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения полученные во время наблюдений, экскурсий. Совершенствование воспитательно- образовательного процесса по расширению и уточнению представлений о разных видах труда, трудовых действий, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.
Самое яркое событие для детей – встреча с людьми разных профессий или приход в гости родителей с рассказами о своих профессиях, а иногда и с результатами своего труда.
Они обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действительность приобретаемых детьми познаний.
В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Игра оказывает свое познавательное и воспитательное влияние на ребенка на всем своем протяжении: от возникновения желания поиграть и до после игрового периода.
Фотовыставка «Мама и папа на работе» Конкурс рисунков «Профессии моей семьи» Вечера знакомств с профессиями родителей Театрализованная деятельность детей «Кем быть» Создание фотоальбомов и альбомов по профессиям
- Игровые наборы парикмахера, доктора, продавца, дети разыгрывают сюжеты, связанные с этими профессиями, в сюжетно- ролевых играх. - Художественная литература. - Дидактические, настольные игры. - -Тематические альбомы. - Выставка «Все работы хороши»
Если мы начнем говорить о ценности труда и профессий с дошкольного детства, то, возможно, наши дети с гордостью будут рассказывать о профессиях. А вопрос, кем быть, их не застанет врасплох. В ходе работы предполагаются следующие результаты: дети должны знать и называть профессии взрослых, владеть обобщающим понятием «профессия», называть предметы, необходимые для работы, уметь имитировать работу людей в ходе сюжетно-ролевых игр.