Византия Автор: Соколова Г.Д. учитель МХК МОУ Макаровская СОШ 2007
Художественная культура средних веков Термин «Средние века» появился в эпоху Возрождения им обозначался период с момента падения Римской империи в 5 в. до 15 столетия В 395 г. Римская империя разделилась на две части Западную и Восточную. Первая из них пала под нашествием германских племен, вторая, получившая название «Византийской империи», просуществовала целое тысячелетие до захвата Константинополя турками в 1453 г. Распространение христианства во многом определило общий характер и основные направления и развития искусства средних веков В произведениях искусства подчёркивались: Духовная сущность человека Суровый аскетический облик человека
Византийская культура На берегу Босфора римским императором Константином в гг. был возведён Константинополь – «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Именно с этого момента обычно ведут историю Византии. Искусство Византии было по преимуществу христианским искусством, призванным служить Церкви. Искусство представляло и толковало принципы христианской веры. Особенность византийского искусства состоит в том, что в нем преобладало отвлеченное, «абстрактное» начало; ритмическая структура и внутреннее, духовное содержание имели большее значение, чем сходство с натурой. Мотивы и образы византийского искусства пришли из античного мира. Византийское искусство развивалось на протяжении тысячелетия и охватило огромную территорию современные Италию, Грецию, Турцию, Египет, Сирию, Болгарию, Сербию, Македонию, Армению, Грузию и др. страны. Культура Византии подарила миру: крестово-купольный храм; синтез мозаичных и фресковых росписей; иконографию.
Византийская архитектура В IV в. в культовой архитектуре Византии возникают новые типы храмов, принципиально отличающиеся от своих античных предшественников, церковные базилики и центрические купольные здания. Скупость и простота их наружного облика контрастируют с богатством и великолепием интерьеров, связанных с нуждами христианского богослужения. Внутри храма создаётся особая, отделённая от внешнего мира среда. В архитектуре церковных интерьеров выражается ощущение бескрайности и многосложности мироздания, неподвластного в своём развитии человеческой воле.
Центрические здания Центрические здания, восходящие к античным мавзолеям, были небольшими и служили крещальнями (баптистериями) или мартириями (поминальными храмами над могилами мучеников) В плане они представляли квадрат, круг, восьмиугольник или равноконечный (греческий) крест В маленьком итальянском городе Равенне до наших дней сохранились крестообразная в плане церковь (мавзолей Галлы Плацидии) и восьмигранный баптистерий - крещальня (баптистерий Провославных).
Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне Около 440
Баптистерий Православных в Равенне V в.
Баптистерий Православных в Равенне V в. Интерьер
Баптистерий Православных в Равенне V в. Мозаика купола Центральный медальон, содержащий сцену крещения Христа (Богоявление). На первом плане изображены Христос и помазующий его Иоанн Креститель, на втором аллегорическая фигура Иордана. На Христа нисходит Святой Дух в виде голубя.
Базилика Другим типом ранневизантийского храма является базилика. Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание. Большие базилики внутри делились столбами или колоннами на три продольных прохода - нефа (греч. «корабль»). Иногда таких нефов было пять, реже семь или девять. Центральная часть в многонефной базилике обычно делалась высокой и перекрывалась двускатной кровлей; к ней примыкали более низкие боковые, образуя ступенчатый силуэт. Окна в верхней, возвышающейся части центрального нефа обеспечивали хорошую и равномерную освещенность внутреннего пространства. Ярким своеобразием отличаются базилики итальянского города Равенны Сант-Аполлинаре Нуово и Санта-Аполлинаре ин Классе.
Базилика Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне VI в.
Интерьер
Базилика Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне VI в.
Интерьер
Наиболее удачным типом храма для византийского богослужения оказалась укороченная базилика, ориентированная алтарем на восток и увенчанная куполом. Шедевром среди купольных базилик является храм Святой Софии в Константинополе
Главный собор столицы империи строили мастера Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Шедевром архитектурной мысли Анфимия и Исидора стала гигантская полусфера главного купола Софии Константинопольской. Писатель Прокопий Кесарийский, живший в VI в., говорил о Софии Константинопольской: «Всякий… сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело». Собор Святой Софии Купол храма (диаметром 31,4 м) возведен на 4 столбах с помощью парусов. По продольной оси здания давление купола принимают на себя сложные системы полукуполов и колоннад. Массивные опорные столбы при этом маскируются от зрителя, а 40 окон, прорезанных в основании купола, создают необычайный эффект чаша купола кажется легко парящей над храмом.
Главный собор империи не мог остаться без внутреннего украшения сверкающих мозаик. В основном они имели декоративный характер.
Мозаики Это искусство было известно ещё с античности. Мозаики выкладывались на стенах и арках храмов мелкими разноцветными кубиками из камня и смальты (стеклянный сплав). Их углубляли в поверхность, под разным углом наклона. В результате рождалось оптическое «чудо» - мозаичные изображения сияли ярким светом, внутри которого играли сотни маленьких огонёчков. Наибольшего эффекта достигали мозаичные образы, сочетающие многообразие цветовых переливов с золотым фоном, символизирующим беспредельное духовное богатство небесного мира.
Император Юстиниан со свитой. Мозаика апсиды церкви Сан-Витале в Равенне Фрагмент
Императрица Феодора со свитой Мозаика апсиды церкви Сан-Витале в Равенне Фрагмент
Деисус с Исааком Комнином и Меланией Мозаика нартекса церкви монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе XIV в.
Деисус Мозаика храма Св. Софии в Константинополе Конец XIII в. Фрагмент
Император Константин Мономах и императрица Зоя перед Христом Мозаика храма Св. Софии в Константинополе XI в.
Крещение Христа Мозаика церкви Успения Богоматери в Дафни Около 1100
Мученики Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне VI в. Фрагмент
Мученицы Мозаика базилики Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне VI в. Фрагмент
«Золотой век» византийского искусства С середины IX в. и до 1204 г. в художественная культура Византии переживает «второй золой век», в котором принято выделять два этапа: Македонский (IX- первая половина XI вв.) Македонский (IX- первая половина XI вв.) Комнинский (конец XI – XII вв.) Комнинский (конец XI – XII вв.) Этот период ознаменовался распространением христианства у других народов. Этому способствовали: Кирилл (Константин) и Мефодий составили славянскую азбуку, Священное Писание стало доступно для славян, в том числе для народов Киевской Руси Кирилл (Константин) и Мефодий составили славянскую азбуку, Священное Писание стало доступно для славян, в том числе для народов Киевской Руси Духовным центром монашества становиться Афонский мужской монастырь Духовным центром монашества становиться Афонский мужской монастырь В храмовом искусстве утверждаются канонические традиции В храмовом искусстве утверждаются канонические традиции Появился классический крестово-купольный храм, иконостас Появился классический крестово-купольный храм, иконостас
В классическом крестово-купольном храме квадратное в плане здание делилось рядами столбов или колонн на нефы - межрядовые пространства, идущие от входа к алтарю. Нефов, как правило, было 3, 5 или 7, причем ширина центрального нефа вдвое превышала ширину боковых. Точно по центру здания в центральном нефе симметрично располагались четыре главных столба, несущих купол. Эти столбы выделяли в пространстве храма еще один неф - поперечный или трансепт. Квадратное под купольное пространство между главными столбами, являющееся пересечением центрального нефа и трансепта, называется средокрестием. Со столбов на стены перекидывались арки, несущие полуцилиндрические (бочковые) своды. На четыре главных столба опирался барабан со световыми окнами, поддерживающий главный купол храма. С центральным куполом могли соседствовать от 4 до 12 меньших куполов (главный купол символизирует Христа, 5 куполов - Христа с евангелистами, 13 куполов - Христа с апостолами). Крестово-купольный храм
Крестово-купольная композиция получила большое распространение как в Византии, так и в сложившейся вокруг нее зоне ортодоксии, особенно на Руси.
Храм - модель Вселенной Своды и купола храма олицетворяют небо Своды и купола храма олицетворяют небо Пространство ближе к полу – землю Пространство ближе к полу – землю Алтарная часть – рай, пребывание Бога Алтарная часть – рай, пребывание Бога Западная часть – ад, преисподнюю Западная часть – ад, преисподнюю В связи с этим сформировалась каноническая система росписей с определением места фресок, мозаик, икон в интерьере
В самой верхней точке храма помещали мощную фигуру Спаса Пантократора, или Вседержителя
На барабане купола ив простенках окон рисовали апостолов – учеников Христа
На четырёх парусах отводили место для евангелистов
На своде высокой алтарной части изображали Богоматерь
На столбах, сводах, парусах изображали архангелов, пророков, великомучеников, сцены из Ветхого Завета
Иконостас В период правления Комнинов возникла идея иконостаса, отделяющего алтарь от верующих Наверху иконостаса (деревянной или мраморной перегородки) помещали крест, далее следовали иконы К этому времени сложился канон икон праздничного цикла, рассказывающих о событиях Евангельской истории
Четырехрядный тябловый (тябло полка) иконостас Покровской церкви XVII-ХVIII вв. Кижи
Икона Икона (греч. - образ) в храме появилась при императоре Юстиниане Первоначально христиане называли иконой любой образ святого, противопоставляя это изображение идолу –языческому божнству В VI в. икона стала самостоятельным видом храмового искусства Ранние иконы почти не сохранились, их уничтожили иконоборцы. В 730 г. издан Эдикт о запрещении иконописания, действовал этот Эдикт почти 100 лет. В 843 г. почитание икон было восстановлено
В византийском искусстве сформировались основные иконографические типы изображение Иисуса Христа, Богородицы, евангелистов, Отцов Церкви, святых В византийском искусстве сформировались основные иконографические типы изображение Иисуса Христа, Богородицы, евангелистов, Отцов Церкви, святых
Канонические традиции изображения Богородицы Богоматерь Оранта
Великая Панагия
Богоматерь Знамение
Богоматерь Елиуса (Умиление) Богоматерь Владимирская По преданию икона принадлежит кисти евангелиста Луки и написана на доске от стола на котором некогда трапезовал Иисус Христос со своей Матерью Богоматерь Владимирская стала сомой почитаемой на Руси
Богоматерь Одигитрия
Канонические изображения Иисуса Христа Спас Пантократор
Спас в силах
Спас Нерукотворный
Спас Эммануил («с нами Бог»)
Аскетичный лик с несколько удлинёнными формами, прямой, с горбинкой нос. Отрешённый взгляд огромных миндалевидных глаз – таков идеал красоты в православной иконографии. Фон икон, сияющий золотом, не имеет пространственной перспективы, глубины. Золото как бы выдвигало фигуру святого за пределы живописи в мир храма. Этот эффект назван «обратной перспективой» Стиль храмовой живописи