«Серебряный век русской поэзии»
Введение Образное выражение «Серебряный век», ставшее почти терминологическим определением эпохи рубежа XIX-XX вв., впервые возникло в критике тех лет, посвященной новым явлениям в русской поэзии. Имелся в виду второй после «золотого» пушкинского века подъем лирического искусства. Длился «серебряный век» недолго с конца XIX столетия до «грозы 17 года». Он оказался возможен благодаря творческому взаимодействию людей разных дарований. Они жили, испытывая неудовлетворенность «обыденной серостью» и жаждали открытия новых миров. Литература «серебряного века» поражает обилием талантов и многообразием художественных поисков. «Серебряный век» связывают прежде всего с новыми модернистскими течениями.модернистскими течениями.
Модернизм Модернизм (фр.-новейший, современный) - художественно- эстетическая система, сложившаяся в начале XX века, характеризующаяся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим восприятием, преобладанием мотива утраты связи с реальностью. Символизм Символизм (греч.- символ, знак) - направление в искусстве годов, универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни того времени. Для символизма характерна поэтика намека и иносказания, создание картины идеального мира, музыкальность и легкость слога. Акмеизм Акмеизм (греч.- высшая степень чего-либо, цветущая сила) - модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятия мира, возврат слову его изначального, не символического смысла. Футуризм Футуризм (от лат. будущее) – модернистское течение в европейском и русском искусстве начала XX века, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства.
Цель творчества поэтов-модернистов Символизм Акмеизм Футуризм Возвращение поэзии ясности, вещности Вызов традиции Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове, пророчество
Особенности литературных направлений символизмакмеизмфутуризм Неприятие реальности Безусловное приятие реальности Революционное преображение реальности Отношение к реальности
Особенности литературных направлений Отношение к слову СимволизмАкмеизмФутуризм Понимание слова как многомысленного послания Стремление придать слову определенное точное значение Интерес к словесным деформациям, создание неологизмов
Особенности литературных направлений Отношение к предшествующим культурам СимволизмАкмеизмФутуризм Интерес к древним культурам, средневековью Интерес к предшествующей культуре, ее традициям «Разрыв» с традицией, революционное новаторство в поэзии.
Что такое символизм? Итак, что же такое символизм? Философское учение? Культурное движение? Образ мыслей? В работе «Русская идея» Н.А.Бердяев писал: «Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире». Лидером русского символизма стал Валерий Брюсов, вокруг которого сплотились его единомышленники, так называемые «старшие символисты».«старшие символисты». Социальные, гражданские темы были отодвинуты символистами. На первый план вышли темы экзистенциальные: экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.
В 1900-е годы оформилось новое течение в рамках символизма – «младосимволисты». В отличие от «старших символистов», которые понимали символизм как литературную школу, «младосимволисты» считали символизм целостным мировоззрением, формой жизненного поведения. Александр Блок ( ) Андрей Белый ( )
Экзистенциализм Экзистенциализм ( философия существования) – мировоззрение, ставившее вопросы о том, как жить человеку перед лицом надвигающихся исторических катастроф, опирающееся на принцип противопоставления субъекта и объекта. Человек несет ответственность за все совершенное им, а не оправдывает себя «обстоятельствами».
Акмеизм Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910 годов и генетически было связано с символизмом. Во главе акмеистов становится Николай Гумилев. Акмеизм, по мысли Гумилева, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни. Туманности и намекам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма - возрождение «золотого века», времени Пушкина и Баратынского. Затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто и заиграло яркими красками реального мира. Герои Гумилева отличаются свежестью мировосприятия, силой страсти, силой воли и мужеством.
Футуризм Одновременно с акмеизмом возникает другое модернистское течение- футуризм. Русские футуристы рассматривали искусство как важнейшее средство отражения тенденций эпохи, преобразование мира и человека, созидание новой реальности. То есть, по мнению футуристов, искусство играет преобразующую и созидающую роль. Однако прошлое они рассматривали лишь как «собрание окаменелых ценностей». По размаху притязаний и по резкости их выражения футуризм не знал себе равных. Владимир Маяковский заявлял претензии «стать делателем собственной жизни и законодателем для жизни других». Своим даром Владимир Маяковский выразил пафос эпохи.
Заключение Минули десятилетия. Сегодня «серебряный век» кажется кратким мигом между прошлым и будущим России. Но по словам известного теоретика Европейской культуры В. Вейдле «…как бы мы строго не судили то, что было создано за эти двадцать лет, нам придется их признать одной из вершин русской культуры».
Иван Бунин
Зинаида Гиппиус
Константин Бальмонт
Александр Блок
Николай Гумилев
Анна Ахматова
Осип Мандельштам
Велимир Хлебников
Владимир Маяковский
Игорь Северянин
Сергей Есенин
Иннокентий Анненский
Максимилиан Волошин
Марина Цветаева
Борис Пастернак