Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС
Выпускник современной школы, которому предстоит жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности: - гибко адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умение применять их на практике для решения поставленных задач; самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение; уметь творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи; грамотно работать с информацией; - быть коммуникабельным, уметь работать в команде;
Итак рассмотрим различия традиционного обучения и обучения, основанного на деятельностном подходе: Традиционное обучениеИнновационное, системно- деятельностный подход. 1) базируется на принципе доступности1) опирается на зону ближайшего развития; 2) учащийся выступает в роли объекта ПД; 2) учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности; 3) ориентировано на усвоение определенной суммы знаний; 3) нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения; 4) развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания 4) развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания; 5) решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы; 5) на первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности 6) в результате формируется индивид – человек, способный к исполнительской деятельности. 6) формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности.
Современный урок - это урок, характеризующийся следующими признаками: 1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. 2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению. 3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. 4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению. 5. Организация урока динамична и вариативна. 6. На уроке используются современные педагогические технологии.
Последовательно рассмотрим условия, соблюдения которых требует деятельностный подход: 1.наличие познавательного мотива и конкретной учебной цели 2.выполнение действий для приобретения знаний 3.выявления и освоение способа действия для осознанного применения знаний 4.формирование самоконтроля – как после выполнения действий, так и по ходу. 5.включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач
Деятельностная технология обучения обеспечивает включение детей в учебно- познавательную деятельность. При данном подходе ребенок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе собственной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Структура урока «открытия нового знания», построенного на основе деятельностного метода, имеет следующие этапы: 1.Этап самоопределения к деятельности Цель: Включение в учебную деятельность. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий. 3. Постановка учебной задачи Цель: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. 4. Построения проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению 5. Первичное закрепление во внешней речи Цель: Усвоение нового способа действий 6.Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха. 7. Включение в систему знаний и повторение. Цель: Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. 8. Рефлексия деятельности. Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода построения, границ применения новых знаний
Можно применять такие приемы создания проблемной ситуации: Побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом и вызывающей удивление у детей; Постановка учебной задачи, основанной на противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и вызывающей затруднения у детей.
Существуют следующие методы решения учебной проблемы: Побуждающий от проблемной ситуации диалог (общее побуждение, подсказка, сообщение); Подводящий к открытию знания диалог (система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к осознанию темы урока)
Необходимо использовать виды продуктивных заданий : Формулирование вопросов по теме урока; Создание опорного сигнала: схема, таблица, опорные слова; Творческая деятельность
Душою красивы и очень добры, Талантом сильны вы и сердцем щедры. Все ваши идеи, мечты о прекрасном, Уроки, затеи не будут напрасны! Вы к детям дорогу сумели найти, Пусть ждут вас успехи на этом пути!