Проектирование развития республиканских ресурсных центров Гудырева Л. Н., к. п. н., декан факультета управления образованием ГАОУ ДПО (пк)С РК «КРИРО»
Статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в части 3 настоящей статьи и реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования…части 3 Порядок признания организаций, указанных в части 3 настоящей статьи, региональными инновационными площадками устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.части 3 от N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации« ст.20, п.3.
Типы инновационных площадок на территории Республики Коми, Республиканский ресурсный центр - форма предъявления лучших модельных практик, обобщения и распространения передового опыта, оказания методической поддержки системе образования Республики Коми по заданным и утверждённым направлениям деятельности.
Цель создания региональной сети инновационных образовательных учреждений РК создание нового типа сетевого взаимодействия, представляющего собой форму соорганизации субъектов инновационной деятельности в республиканской системе образования.
Задачи региональной сети инновационных образовательных учреждений : 1. Разработать и теоретически обосновать открытую модель проектно- сетевого взаимодействия субъектов инновационного образования. 2. Разработать перспективные направления проектного содержания образования, представленные в форме тематических разработок (научных, образовательных, технологических, кадровых и т.д.). 3. Разработать и внедрить персонифицированную модель повышения квалификации и переподготовки руководящих и педагогических работников сферы образования на основе построения горизонтальных образовательных сетей, индивидуальных траекторий проф. развития педагогов. 4. Разработать и апробировать инновационные модели образовательных организаций, соответствующие приоритетам социальной и экономической политики республики, муниципалитета в области образования. 5. Организовать создание, представление, экспертизу и распространение инновационных образовательных продуктов республиканской системы образования Республики Коми.
Критерии развития инновационного процесса школы : « единицей » изменений является вся школьная организация, а не отдельные ее элементы ; изменения предполагают новый вариант решения актуальной педагогической или организационно - педагогической проблемы ; процесс изменений строится на основе соответствующей исследовательской и проектной деятельности ; изменения происходят в контексте реализации разработанной школой модели организации жизнедеятельности учащихся, отличной от общепринятых в большинстве других школ ; изменения обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога ; изменения носят системный и целенаправленный характер, являются результатом саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе ; данные изменения приводят к новому уровню качества развития личности учащихся
Матрица экспертизы образовательных проектов РЦ Статусность - институциональная модель организации деятельности РЦ, предопределяющая уровень сетевого взаимодействия. 3 Презентативность - используемый школой потенциал формирования отношения к ней как конкурентоспособному образовательному учреждению и объекту инвестиционных вложений. 3 Ресурсная оснащенность - реальные возможности школы для решения задач сетевого проекта. 3 Социальность - место, которое образовательное учреждение занимает в окружающем социуме, его востребованность. 6 Эксклюзивность - уровень значимости инновационного предложения : локальный характер, муниципальный, республиканский. 6 Жизнеспособность - анализ целевой структуры инновационного предложения, уровень сочетания традиций и инноваций, наличие устойчивых социальных связей. 9 Реалистичность - соответствие целей, задач, содержания инновационного предложения имеющимся ресурсам. 9 Системность и полнота - наличие всех требуемых в проектной заявке элементов : анализа реальной образовательной ситуации ; концептуального обоснования инновационной идеи, включая саму идею, описание проблем, постановку целей и задач ; содержательной и организационно - управленческой моделей, этапами развертывания инновационного предложения с ресурсным обеспечением, которое должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом. 9
Типы инновационных площадок на территории Республики Коми, Республиканская стажировочная площадка – форма организации стажировок, презентационных семинаров в виде практикоориентированных образовательных модулей в рамках дополнительных образовательных программ КРИРО.
Стратегические направления региональной образовательной сети 1.Научно-образовательное консультационное и экспертное сопровождение инновационных разработок в системе общего и дошкольного образования. 2.Разработка новых моделей диссеминации инновационного опыта в форме сетевой кооперации. 3.Создание новых моделей подготовки педагогов-инноваторов, адекватных требованиям инновационного образования. 4.Создание нормативной базы инновационной деятельности; 5.Повышение профессионализма и социального статуса работников образования через включение их в разработку и реализацию инновационных образовательных проектов. 6.Консолидация профессиональной деятельности различных образовательных учреждений в единое инновационное пространство.
СПАСИБО за внимание !