Образы помещиков и крестьян в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Учебный проект по литературе Автор Чистякова Н.Н.
Цель Формирование умения сравнивать образы героев. Формирование умения сравнивать образы героев. Доказать, что образы помещиков представляют «мёртвые души», а ревизские умершие крестьяне- «души живые». Доказать, что образы помещиков представляют «мёртвые души», а ревизские умершие крестьяне- «души живые».
Задачи Развитие умения находить важные детали в создании образов помещиков и крестьян. Развитие умения находить важные детали в создании образов помещиков и крестьян. Развитие умения обобщать черты, свойственные этим героям. Развитие умения обобщать черты, свойственные этим героям. Развитие понимания, что образы помещиков расположены в поэме по принципу деградации и противопоставлены крестьянам. Развитие понимания, что образы помещиков расположены в поэме по принципу деградации и противопоставлены крестьянам. Развитие умения логически излагать свои мысли. Развитие умения логически излагать свои мысли. Развитие навыка работы с текстом, словарями. Развитие навыка работы с текстом, словарями.
Основополагающий вопрос Кто такие «мёртвые души»? Кто такие «мёртвые души»? Словарная работа: оксюморон, деградация.
Проблемные вопросы Доказать справедливость высказывания Н.Герцена: «…Не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие – вот мёртвые души…». Доказать справедливость высказывания Н.Герцена: «…Не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие – вот мёртвые души…». Можно ли согласиться с мнением А.Белого, который так сформулировал принцип построения первого тома поэмы: каждый последующий помещик, с которым сталкивала судьба Чичикова, «более мёртв, чем предыдущий». Можно ли согласиться с мнением А.Белого, который так сформулировал принцип построения первого тома поэмы: каждый последующий помещик, с которым сталкивала судьба Чичикова, «более мёртв, чем предыдущий».
Учебные вопросы Почему Гоголь открывает галерею помещиков Маниловым? Почему Гоголь открывает галерею помещиков Маниловым? В чем смысл фамилии Коробочки? В чем смысл фамилии Коробочки? Чем Собакевич отличается от других помещиков? Чем Собакевич отличается от других помещиков? В чем смысл фамилии Плюшкина? В чем смысл фамилии Плюшкина? Какие черты составляют «ядро» характера каждого из помещиков? Какие черты составляют «ядро» характера каждого из помещиков? Что объединяет героев глав о помещиках? Что объединяет героев глав о помещиках? Для чего Гоголь строит главы 2-6 по одному плану? В чем смысл такого построения? Для чего Гоголь строит главы 2-6 по одному плану? В чем смысл такого построения? Почему Собакевич расхваливает умерших крестьян? Почему Собакевич расхваливает умерших крестьян?
Задания Разделиться классу на 5 групп. Разделиться классу на 5 групп. Выбрать для анализа образ одного из помещиков (главы 2-6: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) Выбрать для анализа образ одного из помещиков (главы 2-6: Манилов, Коробочка, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) Составить характеристику героев по плану: портрет, дом, интерьер, отношение к ведению хозяйства, встреча хозяина и гостя, обед, сцена купли-продажи мертвых душ. Составить характеристику героев по плану: портрет, дом, интерьер, отношение к ведению хозяйства, встреча хозяина и гостя, обед, сцена купли-продажи мертвых душ. Найти в тексте эпизоды, в которых изображён народ. Какое чувство вызывают у вас герои- крестьяне? Как к ним относится автор? Найти в тексте эпизоды, в которых изображён народ. Какое чувство вызывают у вас герои- крестьяне? Как к ним относится автор? Перечитать гл.5. Выписать основные черты, присущие умершим крестьянам. Перечитать гл.5. Выписать основные черты, присущие умершим крестьянам.
Выводы Гоголь создаёт пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развёртывается всё более страшная картина разложения крепостнического общества. Гоголь создаёт пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развёртывается всё более страшная картина разложения крепостнического общества.
Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Эти нравственные уроды. Помещики мертвы не только морально, но и духовно. Гоголь наделил каждого помещика оригинальными, конкретными чертами. Его герои сохраняют родовые, социальные признаки: низкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными, нравственная нечистоплотность, отсутствие элементарного понятия о патриотизме. Эти нравственные уроды. Помещики мертвы не только морально, но и духовно.
В поэме изображены не только помещики и чиновники, но и простой народ – крестьяне, живые и мёртвые. В поэме изображены не только помещики и чиновники, но и простой народ – крестьяне, живые и мёртвые. Мир господ- мир зла, люди в нем мертвы духовно. Этому миру противопоставлена жизнь простого народа, убогого, недалёкого, забитого, но трудолюбивого, талантливого. Мир господ- мир зла, люди в нем мертвы духовно. Этому миру противопоставлена жизнь простого народа, убогого, недалёкого, забитого, но трудолюбивого, талантливого. Герои-крестьяне описаны с добродушным и печальным юмором, вызывают у читателей и автора сочувствие. Герои-крестьяне описаны с добродушным и печальным юмором, вызывают у читателей и автора сочувствие.