Детская проектная деятельность
Проектная деятельность Проект это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта (устройства, работы, услуги). Выполнение проекта составляет проектную деятельность.
Детская проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.
Одна из основных черт детской проектной деятельности состоит в том, что она разворачивается в проблемной ситуации, которая не решается прямым действием.
Вторая особенность проектной деятельности заключается в том, что ее участники должны быть мотивированы. Но простого интереса недостаточно. Нужно чтобы и родитель, и ребенок реализовывали в проектной деятельности не только свое понимание, но и свои смыслы.
Третьей важной особенностью проектной деятельности является ее адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание.
Три основных вида детской проектной деятельности: исследовательская творческая нормативная.
Обратимся к исследовательской проектной деятельности. Ее своеобразие определяется через цель: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление, и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
И сследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов. Причем общение становится содержательным, и ребенок открывается по-новому.
Этапы исследовательского проекта Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи.
Второй этап На втором этапе ребенок оформляет проект. Родители помогают малышу, но следует помнить, что организатором является ребенок, родители выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу.
Страницы проекта Первая страница посвящена формулировке основного вопроса проекта «Что мы знаем? Что мы хотим узнать?» и, как правило, представляет собой красочный заголовок, создаваемый общими усилиями: родители пишут, ребенок помогает украсить страницу.
Вторая страница раскрывает важность поставленного вопроса, с точки зрения ребенка, сверстников, родителей и знакомых. Задается вопрос - Что мы должны сделать, чтобы это узнать? Как мы это будем делать? Источниками могут служить люди, книги, телепрограммы и т. п. Ребенок должен самостоятельно провести опрос и нарисовать иллюстрации, изображающие содержание ответов, данных сверстниками, родителями, знакомыми и им самим.
Третья страница посвящается различным вариантам ответов на поставленный вопрос. Ребенок может использовать вырезки, фотографии, делать рисунки самостоятельно. Разумеется, взрослые должны оказать помощь в записи ответов, которые хочет предъявить ребенок. В ходе исследования необходимо сфотографировать, чтобы видеть процесс изменений (исследований).
Четвертая страница посвящена выбору наиболее правильного ответа, с точки зрения ребенка. Последний вопрос, который вы задаёте ребёнку - Что мы узнали? Ребенок должен не только выбрать и зафиксировать ответ, но и привести свое объяснение – почему был выбран именно он.
Пятая страница посвящена выражению собственной позиции ребенка по данному вопросу. Он может высказать оригинальное мнение или присоединиться к уже высказанному и оформленному в проекте.
Шестая страница посвящается возможным способам проверки предложенного ребенком ответа, которые изображаются в виде картинки. Важно, что в сознании ребенка оформляются различные стратегии получения ответа – обращение к взрослому (родителю, педагогу), обращение к сверстнику, книга, просмотр передачи и т.п., то есть оформляется новое пространство возможностей.
На седьмой странице изображается результат проверки правильности ответа. Отображается, удалось ли произвести проверку, насколько трудным оказался выбранный способ.
Последняя страница отражает возможности применения проекта на практике, которые осознаются или придумываются ребенком: он может рассказать о проекте в группе, своим знакомым, организовать игру и т.п. (возможные сферы применения зависят от содержания проекта).
Работа над исследовательскими проектами интересна тем, что диапазон знаний детей оказывается чрезвычайно широким, и он постоянно возрастает, так как малыши начинают добывать знания самостоятельно, привлекая все доступные средства.
Третий этап – защита проекта. Ребенок вместе с родителями должен подать заявку на защиту проекта: то есть подойти к воспитателю и записаться в график защит. Важно, чтобы родители подтвердили возможность своего присутствия на защите проекта и помогли ребенку подготовить рассказ о проделанной работе. В день защиты проекта ребенок вместе с родителями приносят компьютерную презентацию. Затем ребенок, совместно с родителями рассказывает о проделанной работе.
Этап четвёртый По окончании выставки проекты поступают в библиотеку группы детского сада и будут представлены детям группы.
Тематика и содержание детских проектов могут быть очень разнообразны. В младших группах проекты короткие, простые. Например, «Грузовик». В течение дня малыши в игре обследуют части грузовика, назначение этого вида транспорта, назначение колес. Проводят опыт: поедет ли грузовик без одного колеса? и т.д. В старших группах проекты сложнее. Они изучают физические тела и явления природы, растения и действия людей, предметы рукотворного мира и др.
Тему исследования вам подскажет сам ребенок, стоит только не пропустить, что именно ему интересно: Почему в холодильнике холодно? Почему звезды не падают? Почему кошка мяукает? Где растёт пирожное? Почему радуга цветная?
Примерные темы детских проектов. Как делают телефоны? Откуда появилась земля? Откуда появились кошки? Почему космос бесконечный? Как появились насекомые? Как делают мебель? Почему на небе много звёзд? Как растут цветы? Сколько воды на земле? Как строить деревянные дома? Как композиторы сочиняют музыку? Кто придумал русский алфавит?
Основные вопросы для детской исследовательской проектной деятельности Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы это будем делать? Что мы узнали?
План проекта по теме «Солнце» Что мы уже знаем о солнце? Что мы хотим узнать? Где ночует солнце? Что мы должны сделать, чтобы это узнать? Как мы это будем делать? Что мы узнали? Оно большое, жёлтое, согревает землю. Солнце источник света и тепла. Что движется солнце вокруг земли или земля вокруг солнца? Какое оно? Из чего состоит солнце? Что бы было, если бы не было солнца? Какая роль солнца для человека и для всего живого? Какая работа у солнца? К каким источникам обратимся? Какие опыты проведём? Что мы можем нарисовать, сфотографировать? Источники – спросить людей, обратиться к книгам, журналам, энциклопедиям, посмотреть телепередачи, заглянуть в интернет. Провести наблюдения, опыты. Проведение опытов с лампочкой, создание макетов: солнце, планеты, солнечная система. Наблюдение за солнце в разное время суток и в разное время года (цвет, размер, освещённость, сила тепла, тень): Записать варианты ответов детей, их выводы, гипотезы и умозаключения, выбрать наиболее оптимальные. В том, что угасает день и наступает ночь, повинна Земля. Наша планета вращается вокруг самой себя и подставляет солнечным лучам то один бок, то другой. На той стороне, которую освещает Солнце – день, на противоположной – ночь. Повернётся Земля к Солнцу другим боком, и на другую сторону приходит день, а на дневную опускается ночь. Земля оборачивается вокруг себя за 24 часа. Это время называется сутками Без Солнца на нашей планете было бы темно и холодно и не было бы жизни. И т.п.
Желаем творческих успехов!