Что такое агрессивность? Латинское слово «агрессия» означает «нападение», «приступ». В психологическом словаре приводится следующее определение: «Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт».
«Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку». (Н.Л. Кряжева)
Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия – окольным путём направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Ребёнок: Часто теряет контроль над собой. Часто спорит, ругается с взрослыми. Часто отказывается выполнять правила. Часто специально раздражает людей. Часто винит других в своих ошибках. Часто сердится и отказывается сделать что-либо. Часто завистлив, мстителен. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые не редко раздражают его. Предположить, что ребёнок агрессивен, можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из перечисленных признаков.
Временами кажется, что в него вселился злой дух. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит. Иногда он так настаивает на чём-то, что окружающие теряют терпение. Он не прочь подразнить животных. Переспорить его трудно. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
В ответ на обычные распоряжения стремится сделать всё наоборот. Часто не по возрасту ворчлив. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых. Легко ссорится, вступает в драку. Старается общаться с младшими и физически более слабыми. У него не редки приступы мрачной раздражительности. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл. Высокая агрессивность – баллов. Средняя агрессивность – 7-14 баллов. Низкая агрессивность – 1-6 баллов.
Работа с данной категорией детей должна проводиться в 3-х направлениях: Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию.
Терпение. Нужна выдержка, выдержка и ещё раз выдержка. Объяснение. Ребёнку объясняют, почему его поведение не правильно, делать это надо максимально кратко. Отвлечение. Надо предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем то, что ему сейчас хочется. Неторопливость. Не надо спешить наказывать ребёнка. Вдруг поступок повторится. Награды. Лучше похвалить ребёнка за хорошее поведение. Это пробудит в нём желание ещё раз услышать похвалу. Шутки. Рекомендуется иногда пошутить по поводу наказания и даже придумать какую-нибудь игру, чтобы ребёнок тоже имел повод наказать «нерадивого» родителя. Очень важно дать ребёнку возможность почувствовать, что и родители подчиняются тем же правилам поведения. В этом случае ребёнок будет меньше сердиться, когда подвергнется наказанию за нарушение правил.
Не ругайте ребёнка и не угрожайте, что станете ругать его, если он будет говорить бранные слова. Постарайтесь сделать так, чтобы он был как можно более откровенен с вами. Это позволит непосредственнее высказываться в вашем присутствии, и тогда то, чему он научится, он скажет вам, а не произнесёт при посторонних. Обескуражьте ребёнка – это наилучший способ повлиять на него. Когда он станет говорить бранные слова, отнеситесь к этому спокойно, мягко, добродушно. Ласковое обращение сразу же притупляет оружие, которое в противном случае может стать угрожающим. Объясните ребёнку, что говорить бранные слова так же неприлично, как отрыгивать за столом или не извиниться в нужный момент. Но объясните это кратко и не наказывая его. Если случится, что он обронит какое-нибудь бранное слово при посторонних, кратко извинитесь за него и сразу же смените тему разговора.
1. Как можно мягче проявлять своё недовольство и раздражение. Если ребёнок захочет что-нибудь сломать или даже сломает в чужом доме, куда взрослые и дети пришли в гости, следует принести извинения при ребёнке, объяснить ему, почему и родители, и все остальные не одобряют его поступок, предложить ему какое-нибудь другое занятие, а если необходимо, увести его домой. 2. Было бы ошибкой силой принуждать ребёнка к повиновению по той простой причине, что подобная тактика может вызвать у него стремление ещё больше ломать. Занять правильную позицию взрослому поможет сознание, что даже самые уравновешенные взрослые люди, когда были детьми, не всегда являли собой чудо добродетели. 3. Помощь ребёнку в адаптации к окружающей обстановке и к взрослым уменьшит его желание ломать и разрушать. 4. Большое участие в жизни ребёнка – с его точки зрения, а не с родительской, - позволит ему чувствовать себя любимым и желанным. Чем более уверенным в себе станет ребёнок, тем реже он будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нём останется эгоизма. 5. Очень полезно каждый раз предлагать ребёнку устранить учинённый им разгром. Чаще всего следует отказ, но когда-нибудь ребёнок может и откликнуться на слова: «Ты уже достаточно большой и сильный, чтобы создать беспорядок, поэтому я уверена, что ты поможешь мне убраться». Если уборка назначается как наказание или ребёнка принуждают помогать, это вряд ли изменит разрушительное поведение; в словах должна быть уверенность взрослого, что «большой» мальчик должен нести ответственность за свои дела. Если ребёнок всё же поможет убраться, он, конечно, должен услышать искреннее «спасибо» и никаких напоминаний о проступке – для него инцидент исчерпан. 6. Если взрослый понизит тон нагоняев, когда ребёнок рассердит его, то он покажет ему хороший пример.
Стратегия воспитанияКонкретные примеры стратегии Стиль поведения ребёнка Почему ребёнок так поступает Резкое подавление агрессивного поведения ребёнка «Прекрати!», «Не смей так говорить». Родители наказывают ребёнка Агрессивный (ребёнок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоции в другое время и в другом месте) Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка Родители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка или считают, что ребёнок ещё мал Агрессивный (ребёнок продолжает действовать агрессивно) Ребёнок думает, что делает всё правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера Родители дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещают вести себя агрессивно по отношению к другим Если родители видят, что ребёнок разгневан, они могут вовлечь его в игру, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребёнку, как надо вести себя в определённых ситуациях Скорее всего ребёнок научится управлять своим гневом Ребёнок учится анализировать различные ситуации и берёт пример со своих тактичных родителей
Почему всё должна делать я? (обида) Ты выполнил свои домашние задания? Когда ты перестанешь поздно приходить домой? Где ты был? Тебе всё равно, что я думаю. Мне нужна твоя помощь… (без обиды) Меня беспокоит твоя алгебра. Может ты устал в школе, и я могу тебе чем-то помочь? Я всегда волнуюсь, когда ты задерживаешься. …
Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за занания, 2005.