Художественная речь 1. Язык и речь. 2. Литературный язык и его функциональные стили. 3. Отличие художественной речи от речи практической. 4. Объем понятия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция «Художественная речь» Объем понятия художественная речь Более всего – слова в переносном значении. Но в образном плане способны предстать не только.
Advertisements

Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Основы стилистики. Стилистика - раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили, индивидуальный стиль автора и.
Научная письменная речь. Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике.
Национальный русский язык. Роль языка в обществе. Язык и речь. Формы языка.
Публицистический стиль речи: особенности, жанры, сфера употребления.
Функциональные стили речи. Функциональные стили речи : Исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого.
Культура речи в структуре профессиональной компетентности специалиста.
Научный стиль. Определение научного стиля.. Что такое научный стиль? Научный стиль – разновидность книжных стилей литературного языка. Он применяется.
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
Функциональные стили речи исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения ; разновидность литературного.
Стили русского языка. Стиль – совокупность языковых (речевых) средств, определяемых развитием человека, ситуацией общения, стремлением сделать речь понятной.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Технология развития устной речи Веселова З.Т., Заслуженный учитель РФ.
Качества речи Краткая характеристика Проявление в различных стилях Правильность Соблюдение орфографических, орфоэпических, пунктуационных, грамматических,
1 Проект учащихся 10 «а» класса МОУ СОШ 1 Морозов Никита. Михайловский Евгений. Михайловский Евгений. Кривенко Дмитрий. Кривенко Дмитрий. Якубович Василий.
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
Семинар-практикум по развитию речи дошкольников для педагогов ДОУ.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Транксрипт:

Художественная речь 1. Язык и речь. 2. Литературный язык и его функциональные стили. 3. Отличие художественной речи от речи практической. 4. Объем понятия «художественная речь». 1. Язык и речь Язык – это основной вид деятельности человека, организующий мышление. Литературный язык – это язык официальный, предписывающий общение по строгим нормам. Это орфоэпические, лексические, орфографические, грамматические, синтаксические нормы, которые закреплены в словарях, учебниках, грамматиках. Он основан на правилах, его принципы – единообразие и универсальность. Речь – это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму. Речь – это воплощение, реализация языка, который обнаруживает себя в речи и только через нее выполняет свое коммуникативное значение. Речь вводит язык в контекст употребления. Она конкретна и неповторима в противоположность абстрактному и воспроизводимому языку. Речь произвольна, язык обязателен. Речь преднамеренна и обращена к определенной цели, в отличие от нецеленаправленного языка. Речь вариативна, язык инвариантен.

Художественная речь 2. Литературный язык и его функциональные стили Литературный язык – это язык официальный, предписывающий общение по строгим нормам. Это орфоэпические, лексические, орфографические, грамматические, синтаксические нормы, которые закреплены в словарях, учебниках, грамматиках. Он основан на правилах, его принципы – единообразие и универсальность. Различные уровни литературного языка разделены по наличию в них значения, образуют иерархию уровней: синтаксический. морфологический, лексический, морфемный, фонетический

Художественная речь 2. Литературный язык и его функциональные стили Книжно-письменный тип СРЛЯУстно-разговорный тип СРЛЯ Специальная речьХудожественно- изобразительная речь Публичная речьРазговорная речь 1.Письменная научная речь (ЯСЦ). 2.Письменная официально-деловая речь. 3.Письменная публицистическая речь. 4.Письменная художественная речь. 5.Устная научная речь. 6.Устная радио- и телевизионная речь. 7.Устная судебная речь. 8.Устная духовная речь. 9. Устная разговорная речь. Статус ХР и по сей день не определен, он вызывает споры, т.к. есть мнения, что ХР не является его функциональным стилем, соотносится непосредственно со всем национальным языком. В.В. Виноградов : «Литературное произведение – это специфический тип словесного объединения, в котором можно выделить разные типы речи, не только художественную, но и разговорную, публицистическую».

Художественная речь 3. Отличие художественной речи от речи практической Функциональные стили (типы речи) осуществляют функцию передачи информации, выполняют практические задачи человека. Художественно-изобразительный тип речи и его разновидность – письменная художественная речь на этом функциональном фоне отличаются не информативным, а эстетическим качеством. Художественная речь не «информирует», а создаёт последовательность словесных образов-«жестов», становится действием, «бытием». Художественную речь называют языком поэтическим, она часто выступает в роли языка духовной культуры. Поэзия – язык богов. В поэтическом языке важна не столько точность в передаче сообщения, сколько эстетическое и эмоциональное представление сообщения. Человек особое внимание обращает на подбор слов и порядок их расположения. ХР – это речь с установкой на выражение, когда говорящему важно не только передать информацию, но и обратить внимание на способ передачи. Ценность получает не только смысл, но и форма его воплощения, сама речь.

Художественная речь 4. Объем понятия «художественная речь» Более всего – слова в переносном значении. Но в образном плане способны предстать не только эти слова, любое нейтральное слово в новом контексте может приобрести образный смысл, новое содержание. В создании образа участвуют также различные смысловые оттенки той или иной грамматической формы или конструкции. Встречается игра со звуковыми особенностями слова – звукопись в виде ассонансов и аллитераций. В объем понятия входят категории стих и проза, тропы, стилистические фигуры, типы высказывания, слова разной сферы употребления и многое другое. В ней есть как нормированные компоненты, так и средства, нарушающие нормы лексики, морфологии, грамматики.

Художественная речь Более всего – слова в переносном значении. Но в образном плане способны предстать не только эти слова, любое нейтральное слово в новом контексте может приобрести образный смысл, новое содержание. В создании образа участвуют также различные смысловые оттенки той или иной грамматической формы или конструкции. Встречается игра со звуковыми особенностями слова – звукопись в виде ассонансов и аллитераций. В объем понятия входят категории стих и проза, тропы, стилистические фигуры, типы высказывания, слова разной сферы употребления и многое другое. В ней есть как нормированные компоненты, так и средства, нарушающие нормы лексики, морфологии, грамматики. 4. Объем понятия «художественная речь» Игорь-Северянин ( ) Игорь Васильевич Лотарёв Слова «поэза», «бездарь»

Художественная речь Слово «понятие» подарил поэт Антиох Дмитриевич Кантемир, современник М.В. Ломоносова. Н.Н. Радищев: гражданское право, дух свободы, свобода мысли, неравенство, член общества, сын отечества, разрушение оков, мрак невежества, гражданин. Н.М. Карамзин: промышленность, общественность, будущность, достопримечательность, влюблённость, первоклассный, трогательный, человечный, усовершенствовать Ф.М. Достоевский: стушеваться. И.А.Гончаров: неудачник. М.Е. Салтыков-Щедрин: головотяп, пенкосниматель, чего изволите? А.И. Солженицын: «Словарь языкового расширения» 4. Объем понятия «художественная речь» Собрание слов, смежных с обычно употребляемым языковым объемом, но по разным причинам из этого употребления выпавших. Задача словаря напомнить о них, то есть о «живом в нашем языке». Слова, не заслуживающие преждевременной смерти. Аинька - приветливый отклик Ахинейный – бессмысленный, нелепый, бредовый

Стих и проза 1. История терминов. 2. Характеристика стиха и прозы. Художественная речь воплощается в двух основных видах – прозе и стихе. Переходные формы: стихотворения в прозе, верлибр, метрическая проза, метризованная проза. Эти категории нельзя путать с другими: художественная литература разделяется на три основных рода – эпос, лирику и драму. Стих происходит от греческого stixos - ряд, строй, строка. Современный термин: 1. Вид художественной речи, фонически расчлененной на относительно короткие отрезки, которые воспринимаются как интонационно соотносимые и соизмеримые (поэзия). 2. Каждый из отрезков художественной речи, графически выделяемых в отдельную строку (одна строчка). Древние римляне, наследники и продолжатели греческой культуры, стали называть ритмически неорганизованную речь прозой. Проза (от лат. prōrsus [pro+versus]) – прямой, простой, несвязанный. Б.Томашевский: «Естественная форма организации человеческой речи есть проза».

Стих и проза Ритм – это правильное чередование отрезков, соизмеримых во времени и пространстве в прозе смысловой, его определяет чередование смысловых единиц. Ритмические паузы между единицами ритма неодинаковы. Единицы повтора – смысловые отрезки разной длины: слова, словосочетания, предложения, предложения с однородными членами, со специфическим расположением определений, параллельные конструкции, Ритм в прозе основан на повторе образов, повторе тем и других крупных элементов текста. в стихе имеет фонетическую природу Единицы повтора (внутренняя мера) – стопы, доли, икты, то есть фонетические единицы членения.

Стих и проза Отрывок из романа В.Набокова «Дар» Что это – стихи или проза? В полдень послышался клюнувший ключ, и характерно трахнул замок: это с рынка домой Марианна пришла Николаевна; шаг ее тяжкий под тошный шумок макинтоша отнес мимо двери на кухню пудовую сетку с продуктами.

Стих и проза Переделаем эту ритмизованную речь в обычную, где в соответствии с нормами грамматики русского языка повествовательное предложение будет выглядеть так: ˜˜˜˜˜˜˜˜_______======= Клюнувший ключ послышался в полдень, и замок трахнул характерно: это Марианна Николаевна пришла с рынка домой; ее тяжкий шаг отнес мимо двери на кухню пудовую сетку с продуктами под тошный шумок макинтоша.