В начале 1910-х годов Бунин много путешествовал. Впечатления От этих путешествий отразились в рассказах и повестях, составивших сборники «Чаша жизни» и «Господин из Сан-Франциско» Италия Турция Балканы Палестина Египет Тунис Цейлон Алжир Остров Капри
«Война как-то подавляет… В мире происходит огромное событие, которое опрокинуло и опрокидывает все понятия о настоящей жизни» И.Бунин
Очерчен схематично, без психологизма, какой-либо индивидуальности, неповторимости его личности. Его ни разу не называют ни по имени, ни по фамилии.
ГЕРОЙ - ВСЕЧЕЛОВЕК, представляющий западную цивилизацию, изжившую себя и пытающуюся прикоснуться к источнику мудрости на Востоке. ДЕТАЛЬ: «Нечто МОНГОЛЬСКОЕ было в его желтоватом лице…» Образ монгола-кочевника, стихия языческая и разрушительная. -С этой деталью связана излюбленная у символистов тема нашествия на Европу орд ВАРВАРОВ - ЯЗЫЧНИКОВ. -Какой ещё языческий образ возникает в повествовании? ОБРАЗ РИМСКОГО ИМПЕРАТОРА ТИБЕРИЯ. ПАРАЛЛЕЛЬ: ГОСПОДИН из С-ФРАНЦИСКО //ТИБЕРИЙ. (Намерение любоваться "живыми картинами"// знаменитые императорские оргии).
В какое время отправился в путешествие? Почему? Какие же места хотел посетить Господин? Какое общее характерное название есть для этих мест? В чем смысл употребления выражения «Старый свет» в рассказе? Представление о каком времени старается создать И.Бунин?
. ХРОНОТОП: каждое перемещение господина связано с конкретным временным промежутком Такой маршрут был вполне традиционным для богатых туристов из Нового Света. Но время путешествия рассчитано по ХРИСТИАНСКОМУ КАЛЕНДАРЮ: РОЖДЕСТВО------Южная Италия. ПАСХА Рим, столица католического мира и символ западной цивилизации. Выбор времени и маршрута имеет символическое значение: в начале своего пути герой должен стать участником двух величайших мистерий христианской религии: Рождества Христова и Его Воскресения. Потом он должен отправиться на восток. Так в рассказе намечается актуальная для творчества Бунина тема "паломничества в страну Востока".
А) Опишите корабль «Атлантида» как обеспеченный путешественник. Б) Обоснуйте выбор корабля Господином. В) Расскажите от имени владельцев корабля, в чем его преимущества. Г) От лица капитана расскажите о распорядке дня.
Пароход «АТЛАНТИДА» - намёк на призрачность, обречённость путешествия образ "корабля мертвецов". ДЕТАЛИ: -огненные глаза "АТЛАНТИДЫ" -сирена "завывала с адской мрачностью..." -трюм и судовая машина уподобляются 9 кругу ада). Ноев ковчег (Модель человеческого общества, мира) НОВЫЙ ВАВИЛОН ( символ новой цивилизации).
представление об Америке как о мифологической стране мёртвых. (ДОСТОЕВСКИЙ "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ": Свидригайлов называет своё самоубийство "отъездом в Америку"). АМЕРИКА- НОВЫЙ СВЕТ «Ледяная мгла» «Буря с мокрым снегом СТАРЫЙ СВЕТ «Всех обрадовало солнце» ГИБРАЛТАР граница Нового Света со Старым. тьма ЕВРОПА свет
Описание последних месяцев жизни богатого господина, устроившего для себя и своей семьи длительное путешествие в Южную Европу. Наслаждается любовью молоденьких неаполитанок Ницца: любуется карнавалом Монте-Карло: участвует в автомобильных гонках и играет в рулетку. Рим: слушает церковные мессы Афины Египет
В смысловую ткань рассказа входит, которая ведёт к обезличиванию, усреднению современного человечества. -Что составляет основу описания времяпрепровождения путешествующих на "Атлантиде"? Сцены принятия пищи – единственное средство поддержания механизма человеческого тела.
Мотивы автоматизма, иллюзорности пронизывают весь быт этой новой "цивилизации". "Изящная влюблённая пара, нанятая... играть в любовь за деньги". "Кожа на плоском лице азиатского принца точно натянута и как будто слегка лакирована"- образ марионетки, маски.
Смерть предельно эстетизирована, живописна Стрельба по голубям Намек на смерть в портрете азиатского принца Сирена на корабле Захлебывается в «смертной тоске» Океан Ходит «траурными от серебряной пены волнами» и гудит,»как погребальная месса» Музеи Музеи холодны и мертвенно- чисты Музеи холодны и мертвенно- чисты
Преобладают желто-черно-серебристые тона: желтоватое лицо; золотистые пломбы в зубах; цвета слоновой кости череп. Кремовое белье, черные носки, брюки и смокинг довершают его облик. Сидит он в золотисто-жемчужном сиянии
Строится в соответствии с мифологическими представлениями о смерти: -описание острова. Сквозной мотив - ВОДА - символ бессознательного и безумия. -гостиница - традиционная метафора смерти. -горничная в «крахмальном чепчике в виде маленькой зубчатой короны» - зубчатая корона традиционный атрибут смерти. -одевание к ужину - "точно к венцу " (к смерти) готовится. -Назовите ключевое слово в описании последних минут жизни господина. УЖАС. Высадка на Капри
-Почему автор не заканчивает рассказ на этой ноте? -Чем же заканчивается рассказ? -Почему? -Какова функция кольцевой композиции? -Каковы функции образа Дьявола?