Основные группы сложноподчинённых предложений Урок изучения нового материала
Цель урока: Продолжить: знакомство со сложноподчинёнными предложениями формирование и развитие умений анализа сложноподчинённого предложения
ЭКСПРЕСС - ОПРОС Какие предложения называются СПП? Из каких частей состоят сложноподчинённые предложения? Чем прикрепляются придаточные предложения к главному? Как отличить союз от союзного слова? Какое место могут занимать в предложении придаточные?
Игра - разминка: Перепутались простые предложения в составе СПП. Распутайте их и запишите правильно Единственная красота, невозможно лечить её. Чем еда безвкусней, чем болезнь, обворовывающая жизнь. Нет хуже врага и вора, которую я знаю, - это здоровье. Если болезнь не определена, тем она полезней для здоровья.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! (самопроверка) Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье. Г. Гейне Чем еда безвкусней, тем она полезней для здоровья. А. Лесаж Нет хуже врага и вора, чем болезнь, обворовывающая жизнь. «Зерцало мудрости» Если болезнь не определена, невозможно лечить её. Самарканди
Основные группы СПП по значению определительные изъяснительные обстоятельственные Разберем схему
Из «Методической копилки» Второстепенные члены предложения Вопросы Определениекакой? чей Дополнениевопросы косвенных падежей Обстоятельствогде? куда? зачем? откуда? как? когда? почему? и др.
Запишите предложения и определите в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы: Мой дом находится в новом районе. Сердце предчувствовало недоброе. Мы добрались до цели нашего путешествия вечером. Работа в тетрадях
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! (самопроверка) Дом, в котором я живу, находится в новом районе. Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
Алгоритм «Порядок мыслительных операций при анализе СПП» Определить тип предложения; сколько простых предложений входят в него (найти и подчеркнуть грамматические основы). Найти главное предложение. Прочитать придаточное предложение и определить его место по отношению к главному. Определить, что поясняет придаточное (все главное, слово или словосочетание); поставить вопрос от главного предложения к придаточному. Назвать тип придаточного. Указать способ соединения придаточного предложения с главным (союзы, союзные слова, интонация). Выяснить, есть ли в главном предложении указательное слово. Объяснить знаки препинания. Составить графическую схему предложения Пополняем методическую копилку «Школьника»
АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. Дом, в котором я живу, находится в новом районе. Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер.
СРАВНИТЕ: Сердце предчувствовало недоброе. Мой дом находится в новом районе. Мы добрались до цели нашего путешествия вечером. Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. Дом, в котором я живу, находится в новом районе. Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер. Сравнительный анализ
ВЫВОД: Придаточные предложения сходны по смыслу со второстепенными членами предложения. Три основные группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов дополнениям определениям обстоятельствам
Домашнее задание: Упражнение 87 (II), определить виды придаточных, начертить схемы. По выбору творческое задание: Придумать окончание текста, ответив на вопрос: «Когда же мы замечаем воздух?»
СПАСИБО ЗА УРОК! ВЫ МОЛОДЦЫ!!!