Образовательные ресурсы Интернета
Классификация образовательных электронных ресурсов с точки зрения целей создания: информационно-справочные ресурсы; учебные ресурсы; ресурсы общекультурного характера.
Информационно-справочные источники рассчитаны на общую информационную поддержку процесса обучения: Информация с сайта Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН из раздела «Ресурсы»: Академические грамматики «Русская грамматика» Академические словари С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., Азъ, 1992 Словарь русского языка в 4-х томах («МАС», Малый академический словарь). М., Русский язык, Т. 1–4 М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка (онлайн-версия на сайте etymolog.ru)М. Фасмер. Этимологический словарь русского языка (онлайн-версия на сайте etymolog.ru).
Учебные электронные издания и ресурсы обеспечивают учебный процесс и представляют систематизированный материал в рамках данной учебной дисциплины:
Издания и ресурсы общекультурного характера предназначены для формирования и расширения культурной среды виртуальные экскурсии, путешествия по городам и др.: «Виртуальный музей живописи, скульптуры, архитектуры и искусства»
Информационные технологии, используемые в сфере образования: электронные учебники; интерактивные обучающие ресурсы (тренажеры); виртуальные среды (виртуальные лаборатории, виртуальные классы, музеи и др.); компьютерные демонстрации, справочно- информационные источники (онлайн- переводчики, словари); электронные библиотеки; электронные периодические издания; базы данных и архивы, электронные коллекции (звуко-, фото-, видеофайлов).
Типы дидактических задач, которые можно решить на основе использования ресурсов Интернета: формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы Интернета; совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов Интернета (они могут быть предварительно подготовлены и адаптированы); совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения данных Интернета (найденных самостоятельно или подготовленных преподавателем); совершенствовать умения письменной речи в ходе участия в переписке, письменном обсуждении проблемы, сетевом проекте;
пополнять словарный запас лексикой, встречающейся в аутентичных текстах Интернета; знакомиться с социокультурными аспектами языка, особенностями речевого поведения, в том числе речевым этикетом в каналах компьютерного взаимодействия; формировать устойчивую мотивацию на основе систематического изучения «живых» материалов, обсуждения актуальных для данной культуры проблем.
Цели использования информационных ресурсов образовательных порталов: автоматизация таких видов учебной деятельности, как поиск, сбор, хранение, анализ, обработка и передача образовательной информации; организация интерактивного диалога и оперативного взаимодействия между участниками учебного процесса, подготовка к будущей профессиональной деятельности с помощью тренинга в предметной виртуальной среде; автоматизация контроля учебной деятельности и др.
Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех:
Возможности Учебного портала РУДН в обучении иностранным языкам
Blended learning (смешанное обучение) новая форма обучения, в рамках которого сочетаются традиционное (аудиторное) обучение и виртуальное обучение на основе сетевых учебных курсов, то есть за «контактными» фазами следуют online-фазы. Преимущества: 1. наличие прямых социальных контактов и, следовательно, развитие социальных компетенций; 2. гибкость и эффективность электронного обучения.
В качестве обязательных компонентов информационной среды обучения РКИ являются порталы, сайты и системы управления контентом (SMC System management content). Данные системы позволяют преподавателю: формировать образовательное пространство в Интернете, подключать неограниченное количество баз данных, управлять разделами и категориями создаваемого образовательного пространства, наделять обучающихся разными правами доступа к учебным материалам и др.
Основные дидактические функции информационно-коммуникационных технологий: 1.презентация содержания (текстов, графиков, фотографий, картинок, звуков и т.д.); 2.создание заданий и упражнений; 3.коммуникативная функция (коммуникация может быть асинхронной, как, например, при использовании электронной почты или проведении веб-форумов, и синхронной, как, например, в чате); 4.функция контроля; 5.организационно-управленческая функция.
Пример реализации (1):
Пример реализации (3):
Пример реализации (4):
Типы заданий и упражнений для размещения на учебном портале РУДН (реализация функции (3)): 1.Задания, направленные на закрепление изученного лексико-грамматического материала. Пример.Пример 2.Задания, направленные на закрепление изученного лексико-грамматического материала, развитие коммуникативных навыков учащихся (прежде всего письменной речи), организованные с позиций коммуникативно- деятельностного подхода. Пример.коммуникативно- деятельностного подходаПример 3.Задания, организованные с опорой на проектную методику. Пример. проектную методикуПример
Коммуникативно-деятельностный подход заключается в создании для учащихся условий, в которых они участвовали бы в деятельности, а сама деятельность была бы значимой для них, производилась бы в рамках конкретных жизненных ситуаций. Перед учителем в данном случае стоит задача реализации принципа двуплановости, т. е. перевода учебной цели урока (напр., ознакомления с новой лексикой) в задачу общения учащихся с преподавателем и между собой на основе личностно-значимой для учащегося деятельности. ( Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам ))
Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.
Особенности проектов, предназначенных для обучения языку: использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения; акцент на самостоятельной работе учащихся (индивидуальной и групповой); выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект; отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта; наглядное представление результата.