Технология критического мышления
0 Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной. 0 Критическое мышление – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если это необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.
Какие цели и задачи ставит данная технология? 0 1) Формирование нового стиля мышления 0 2) Развитие таких базовых качеств личности, как коммуникативность, самостоятельность, толерантность, креативность, мобильность 0 3) Развитие аналитического мышления 0 4) Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации 0 5) Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. 0 6) Развитие мыслительных навыков учащимися, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.)
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия: 1– я стадия2– я стадия3– я стадия Вызов: – актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. Осмысление (реализация смысла) – получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия: – размышление, рождение нового знания; – обобщение полученной информации, целостное осмысление - Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу
Некоторые стратегии технологии развития критического мышления
Ключевое понятие Стадия «Вызов» Кластер «Понятийное колесо»
Кластер на уроке «Изобразительного искусства» Тема «Путешествие зонтика» ЗОНТИК Оле- Лукойе Укол Китай Мери Поппинс Лондон Осень Соцветие Гриб Защита от дождя- солнца Коктейль
Стадия «Вызов» Стратегия ЗХУ «З» знаем«Х» хотим узнать «У» узнали
Стратегия ЗХУ на уроке Изобразительного искусства Тема: «Путешествие зонтика» «З» знаем«Х» хотим узнать«У» узнали Что такое зонтик Для чего он нужен Бывают разные по форме, цвету и размеру Складной зонтик История создания зонтика Технология изготовления зонтика Как правильно выбрать зонтик Существуют ли необычные зонты?
Стадия «Вызов» Эта стадия позволяет: - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности -побудить ученика к активной работе на уроке и дома
Стадия Осмысление (реализация смысла) Инсерт « » – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы
Стратегия «Инсерт» на уроке Изобразительного искусства Тема: «Путешествие зонтика» ЗначкиКлючевые слова Зонтик придумали на Востоке. + Зонтик – символ власти, непозволительная роскошь которую брали напрокат – Первоначально зонт использовался как защита от солнца и только в 18 веке стал защитой от дождя ? Зонтик – громоотвод и средство защиты от нападения
Прием «Фишбоун» («Рыбная кость») Проблема : Выводы: Причина: факты:
Фишбоун на уроке Изобразительного искусства Тема : «Путешествие зонтика» Зонтик – это аксессуар или предмет искусства? Развитие искусства каллиграфии в Японии и Китае Технический прогресс Расписные театральные зонты в Китае Зонт- «Голубое небо», Зонт – «Бутылка», Люстра из зонтов Зонт – это не только произведение искусства, но и объект для дизайна Зонт как символ власти Зонт короля Бирмы из 24 куполов, украшенный бриллиантами и золотом
Стадия «Осмысление» Эта стадия позволяет: - осуществлять контакт с новой информацией - сопоставлять эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом - акцентировать свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения - обращать внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы - отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему - приготовиться к анализу и обсуждению услышанного,увиденного или прочитанного
Стадия «Рефлексия» Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме На этой стадии может быть: - составлен опорный конспект в тетради учащегося - возврат к стадии «Вызова» - возврат к кластерам - творческая форма рефлексии - синквейн
Стадия «Рефлексия» Синквейн 1 строка: Тема одним словом (обычно существительное) 2 строка: Описание темы (два прилагательных) 3 строка: Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия) 4 строка: Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов) 5 строка: Повторение сути темы одним словом (синоним темы).
Синквейн «Путешествие зонтика» Зонтик простой, японский украшает, защищает, восхищает не просто красивая вещь искусство
Выводы Развитие критического мышления приводит к следующим результатам: 0 Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу. 0 Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой. 0 Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими 0 Развитие способности передавать другим авторскую информацию, подвергать ее коррекции, понимать и принимать точку зрения другого человека. 0 Развитие умения анализировать полученную информацию.
Выводы 0 анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков. 0 Сравнивать явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения; 0 выявлять проблемы, определять возможные пути их решения, вести поиск необходимых сведений, используя различные источники информации
Добиться успеха не означает, что вы должны сделать что-либо исключительное. Это означает, что вы должны делать то же, что и все, только исключительно хорошо. Колин Тёрнер