«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Процесс образования настроен на то, чтобы ученик стал его активным участником.
Главная задача учителя: мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности.
Условия развивающего обучения: Самостоятельный выбор учащимися форм и способов работы. Самостоятельная учебная деятельность. Осознанность цели работы. Ответственность за результат. Реализация индивидуальных интересов учащихся.
Поощрять. Демонстрировать заинтересованность учащихся в достижении цели. Побуждать к сотворчеству, сотрудничеству. Включать учащихся в разные виды деятельности. Создавать условия для проявления инициативы. Учить высказывать свое понимание проблемы. Учить понимать мнение других, но иметь право не соглашаться с ним. Действия учителя:
Учить уважать мнение других. Учить осуществлять самооценку, взаимооценку. Учить работать, оказывая взаимопомощь. Позволять учащимся брать на себя ответственность. Учить учащихся самостоятельно учиться. Демонстрировать учащимся, что осознание того, что они чего-то не знают, не умеют или не понимают не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею», «понимаю». Действия учителя:
Образование - это учение исследование общение взаимодействие умение делать дело, доводить дело до конца умение принимать себя
создавать определенный стиль взаимоотношений строить работу по выявлению и использованию опыта детей поддерживать ученика не только по результату, но и по процессу его достижения. создавать ситуацию успеха, уважительного отношения к детям. Соучастие, взаимообучение, сотворчество требует со стороны учителя умения:
Методы и приёмы учебной деятельности: Диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик» Индивидуальная работа Дифференцированная работа Работа в парах Групповая работа Фронтально-коллективная деятельность Метод проектов Исследовательская деятельность
Нетрадиционные уроки Урок - диспут Урок - семинар Урок - конференция Урок - КВН Урок - зачет Урок – ролевая игра Урок - аукцион Урок – пресс-конференция Урок - путешествие
Проектно-групповая модель Позволяет решать задачи: индивидуализации и дифференциации обучения; организации освоения современных информационных технологий; стимулирования разнообразной творческой деятельности; формирования у учащихся необходимых навыков самостоятельной работы с современными справочно- информационными системами, мультимедиа-технологиями; воспитания навыков самоконтроля; привития навыков рефлексии; изменения роли ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.
Методические дни школы «Сотворчество учителя и ученика» «Личностно-ориентированное обучение» «Мотивация и стимулирование учения учащихся» «Формы и методы формирования толерантности в школе».
Семинары и «круглые столы» «Использование презентаций в учебном процессе» «Работа по предупреждению неуспеваемости» «Эффективность и действенность инновационных педагогических технологий и их влияние на качество образования» и др. «Технология организации проектной и исследовательской деятельности» «Практикум социализации школьника» «Урок в дидактической системе деятельностного метода».
«Активизация познавательной деятельности» «Совершенствование традиционных и применение новых педагогических технологий» «Гуманно-личностный подход к обучению» «Использование деятельностной и проектной деятельности на уроках» «Создание ситуаций успеха на уроках». Методические дни секций
Работа творческих групп «Проектная деятельность» «Исследовательская деятельность» «Диагностика педагогического мастерства» «Работа с мотивированными учащимися».
Методический совет «Особенности обучения учащихся в условиях дифференциации» «Педагогические компетенции и компетентность» «Способы поддержания благополучного эмоционального состояния учителя и ученика» «Урок в дидактической системе деятельностного метода»
Рекомендации. Активные методы обучения Деловые игры – метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности; Тренинги – обучение, при котором в ходе исследования или моделирования специально созданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходы; Обучение с использованием компьютерных обучающих программ;
Рекомендации. Активные методы обучения. Метод проектов – форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося в процессе создания новых продуктов, обладающих новизной и имеющих практическую ценность; Групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (6-15 человек); Мозговой штурм – метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;
Рекомендации. Активные методы обучения Анализ практических ситуаций – метод, развивающий навыки принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать ситуацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их. Ролевые игры – метод, который предполагает участие не менее двух «игроков», каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью. Практический эксперимент.
Спасибо за внимание! Желаем творческих успехов!