МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД 9 «АЛЕНУШКА» ГОРОДА БИРСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БИРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ТЕАТРАЛЬНО – ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЬ ГАЙФУЛЛИНА ЗИМФИРА ШАМИЛОВНА БИРСК 2013
Актуальность Дошкольный возраст – сензитивный период для развития творческих способностей детей. Театральная деятельность – это мощное синтетическое средство развития творческих способностей.
Цель Развитие детского речевого творчества дошкольников через театральную деятельность.
Задачи Создавать условия в ДОУ и группе, способствующие развитию творческих способностей дошкольников. Последовательно знакомить детей с видами театров. Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевым дыханием, артикуляцией, дикцией. Развивать пластическую выразительность и музыкальность. Учить детей планировать процесс создания спектакля, следовать плану, используя различные творческие способности. Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Принципы Создание развивающей среды. Психологическая комфортность. Активность и самовыражение. Индивидуальный подход к детям. Преемственность. Наглядности.
Основные формы организации образовательного процесса Непосредственно – образовательная деятельность. Совместная деятельность. Самостоятельная деятельность.
Методы и приемы ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОДЕЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НАГЛЯДНОСТЬ НАБЛЮДЕНИЯ БЕСЕДЫ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЭТЮДЫ
Виды театров Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова рассматривают: настольный кукольный театр ( на плоской картинке, на кружках, магнитный, конусный, театр игрушки, самодельная); стендовый театр ( на фланелёграфе, теневой, магнитный стендовый, стенд- книжка) театр на руке (пальчиковый, на колпачках, театр – топотушки, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней); верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые); напольные куклы (марионетки, конусный театр); театр живой куклы (театр с " живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок, тантаморески).
Виды театров
Самостоятельная театральная деятельность детей
Совместная деятельность педагога и детей Развлечения, театрализованные праздники, части занятий Просмотр кукольных спектаклей, мультфильмов Оформление кукольного театра Индивидуальная работа с детьми Опыт поисковой деятельности Посещение кукольных театров Беседы и разговоры о сказках, писателях
Сотрудничество с родителями РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ КОНСУЛЬТАЦИИ АНКЕТИРОВАНИЕ УЧАСТИЕ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ В КАЧЕСТВЕ АКТЕРОВ ПОМОЩЬ В ИЗГОТОВЛЕНИИ КУКОЛ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ТЕАТРОВ, ДЕКОРАЦИЙ СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПРОСМАТРИВАНИЕ ВИДЕОФИЛЬМОВ, ПОСЕЩЕНИЕ ТЕАТРОВ
Результаты БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ УМЕЛО ИСПОЛЬЗУЮТ СРЕДСТВА ТЕАТРАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: МИМИКУ, ЖЕСТ, ДВИЖЕНИЯ, ИНТОНАЦИИ; ВЛАДЕЮТ ПРОСТЕЙШИМИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИМИ НАВЫКАМИ И АКТИВНО УЧАСТВУЮТ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ; С УДОВОЛЬСТВИЕМ ВЫПОЛНЯЮТ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ; ДЕТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИМПРОВИЗИРУЮТ, С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПЕРЕВОПЛОЩАЮТСЯ В ОБРАЗЫ РАЗНЫХ ГЕРОЕВ, СООТНОСЯТ ВОСПРИЯТИЕ СО СВОИМ ОПЫТОМ, ЧУВСТВАМИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ; Д ДЕТИ ПРОЯВЛЯЮТ ИНТЕРЕС К ИСТОРИИ ТЕАТРА. В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТИ СВОБОДНО ПРИМЕНЯЮТ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ; У У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЯВИЛОСЬ ЖЕЛАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОРГАНИЗОВЫВАТЬ НЕБОЛЬШИЕ ТЕТАРАЛИЗОВАННЫЕ ПОСТАНОВКИ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ; К К 6 – 7 ГОДАМ БОЛЬШИНСТВО ДЕТЕЙ СВОБОДНО ПЕРЕДАЮТ НАСТРОЕНИЕ, ХАРАКТЕР ГЕРОЕВ ПЛАСТИКОЙ СВОЕГО ТЕЛА, СОЗДАЮТ ЯРКИЕ И НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ОБРАЗЫ.
Перспективы Продолжать работу по данной теме; Изучать, обобщать и применять на практике новые методики, знакомиться с опытом работы других педагогов – практиков; Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки; Осуществлять спектакли для малышей и сверстников.
Вывод ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИВАЕТ ЛИЧНОСТЬ ДЕТИ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРОЯВИТЬ СВОЙ ТАЛАНТ, УМЕЮТ ТВОРЧЕСКИ МЫСЛИТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И НАХОДИТЬ ВЫХОД ИЗ СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ ФОРМИРУЕТСЯ НРАВСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКАМ И СТАРШИМ
Список используемой литературы 1.Александрова О. «Разыгрываем театр» Д/в 1-98 г. стр Брызгалова А.Н., Калиновская М.А., Туфкрео Р.А. «Театрально –игровая деятельность дошкольников» 3.Власенко О.П. «Ребенок в мире сказок» 4.Габрунер М., Соколовская В. «Эмоционально – личностный тест» ж-л «Обруч» г. стр.14 Макаренко А. «Здравствуй, театр!» Д/в 4-94 г. стр Генов Г.В. «Театр для малышей» М г. 6.Гончарова Н. «Театрализованные игры в коррекции заикания» Д/в 3-98 г. стр.82 7.Ершова А.Л. «Вреден ли театр дошкольнику» ж-л «Обруч» г. стр.3 8.Карамененко Т.Н., Карамененко Ю.Г. «Кукольный театр дошкольникам» М г. 9.Климченко Т.Н. «Играем в театр кукол «Живая рука» Д/в г. стр Колодицкая М. «Домашний театр» Д\в 4-91 г. стр Макаренко А. «Здравствуй, театр!» Д\в 1-95 г. стр Макаренко А. «Здравствуй, театр!» Д/в 4-94 г. стр Неменова Т. «Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр» Д\в 1-89 г. стр Новоселова С.Л. «Игра дошкольника» М г. 15. Павлова Е., Чичикина Г. «Как перейти огненную реку, или Кто заколдовал Чудо- юдо?» ж-л «Обруч г. стр Петрова Е. «Театрализованные игры» Д\в г. стр Поляк Л. «Театр сказок» 18.Трифонов Н. Кукольный театр своими руками» 19.Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» (для занятий с детьми 5-6 лет) 20. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» (для занятий с детьми 4-5 лет