Международный молодежный театральный проект «Открытые двери» Отзывы участников лаборатории «Молодые режиссеры - детям» (Тверской театр юного зрителя, Ульяновский театр кукол, Челябинский драматический молодежный театр) сентябрь – октябрь 2012 года САЙТ ТЕАТРА: САЙТ ПРОЕКТА:
Медведева Светлана Вячеславовна (Москва). В 2007 году окончила Челябинскую государственную академию культуры и искусств, курс Михаила Филимонова. Участник лаборатории в Тверском театре юного зрителя. Заявка «Волшебный колпак» (по мотивам японской народной сказки «Колпак Чуткие уши»). возможность представить эскиз в профессиональном театре ( с труппой, взаимодействие с цехами), вероятность того, что эскиз превратится в постановку или будет заключен контракт с этим (или другим) театром для создания спектакля; опыт работы в экстремальных условиях; новые знакомства, взаимодействие с коллегами, театральными критиками; профессиональное обсуждение работ по итогам лаборатории; конечно, хотелось бы больше времени на репетиции и более расширенные технические возможности площадки (свет, звук) а так - все отлично!!! Благодарю еще раз всех за чудесную идею!
Левшин Кирилл Николаевич (Москва). В 2011 с отличием окончил Театрально – режиссёрский факультет Московского Государственного Университета Культуры и Искусств, мастерская Т.И.Гальпериной и заслуженного артиста РФ Н.Л.Скорика (МХТ). Участник лаборатории в Тверском ТЮЗе. Заявка «Фанатки» (Р. Белецкий) 1. Хочу отметить прозрачность и предельную объективность Проекта. Все участники действительно представили интересные предложения, что и определило финальный итог Лаборатории. 2. Готовность Театра к сотрудничеству – большая удача для молодого режиссёра. Полагаю, организаторами была проведена достаточно серьёзная подготовка. 3. Организация доставки и проживания. 4. Быстрота реакции цехов Театра. 5. Привлечение ведущих специалистов к оценке результатов Лаборатории. 6. Онлайн мониторинг Лаборатории. 7. Выделение грантов для постановки спектакля на территории другого Театра. 8. Возможность участия молодых режиссёров в нескольких лабораториях Проекта. Хочу ещё раз поблагодарить Вас за Проект и возможность в нём участвовать.
Романов Даниил Олегович (Москва). Окончил в 2011 г. ВГИК, актёрско – режиссерская мастерская Шиловского В.Н. Участник лаборатории в Тверском ТЮЗе. Заявка «Загадочное ночное убийство собаки» (Марк Хэддон). ПЛЮСЫ ЛАБОРАТОРИИ: Хорошая организация. Свобода выбора материала. Возможность работать с абсолютно разными артистами. МИНУСЫ ЛАБОРАТОРИИ: единственный минус будет только в том случае, если начатое не получится дореализовать и воплотить, но об этом ещё рано судить! P.S. Ещё раз ОГРОМНОЕ спасибо за этот опыт и за это начинание!!!
Маркина Лариса Александровна (Россия, Москва). В 2011 г. окончила Институт им. Б.Щукина, курс А.М. Вилькина. Участник лаборатории в Тверском театре юного зрителя. Заявка «Сказка о рыбаке и рыбке» (А. С. Пушкин) слаженная профессиональная работа всех цехов, готовность помочь во всем в самые оперативные сроки; потрясающая возможность в режиме полного погружения поработать с прекрасной труппой и пообщаться с такими разными молодыми режиссерами разных школ; огромное удовольствие от общения с жюри высочайшего профессионального уровня и детальный анализ ими проделанной работы; реальная перспектива постановки в ближайшее время и материальная поддержка проекта организаторами; форма знакомства с труппой была в интенсивном режиме лаборатории, выбирать актеров пришлось интуитивно, и возможность скорректировать состав отсутствовала; еще раз огромное спасибо за уникальную предоставленную возможность всем организаторам и театру!!!
Снегурченко Владимир Николаевич (Украина). Окончил в 2008 г Харьковскую Государственную Академию Культуры, факультет театральное искусство, режиссёр (специалист), мастерская В.Н. Гориславца. Участник лаборатории в Тверском театре юного зрителя. Заявка в«Балаганчик» (Александр Блок). Честно сказать, я немного шокирован такой поддержкой молодой режиссуры. Даже если бы фестиваль выбрал одного режиссера, то это уже было бы очень много! А здесь сразу пять!!! Вот это поддержка, я понимаю!! Украине еще очень далеко до таких театральных переворотов. Я надеюсь что это послужит театральным уроком и для нашего министерства культуры. Поразила готовность руководства Тверского ТЮЗа принять, выслушать, и полностью удовлетворить в организационном смысле заявки участников. В этом смысле, огромное спасибо Тане Цветковой, которая готова была решать абсолютно все, в буквальном смысле. Что касается директора ТЮЗа, Александра Бахарева, с которым я имел честь общаться. Так вот, за мой не очень большой опыт общения с директорами театров, я впервые вижу директора, который очень толково говорит о творческой стратегии театра, и у которого на первом месте не вопрос денежный. Это очень "подкупает", хочется с таким директором сотрудничать. И большое спасибо организаторам. Что самое ценное - выстроить дружеские отношения с прибывшей командой. Это помогло чувствовать себя не гостем в новом театре, а полноценным участником своего эксклюзивного процесса.
Паничкина Алиса Владимировна (Самара). Выпускница Самарской Государственной Академии Культуры и Искусств, кафедра театральной режиссуры, мастер курса: засл. деятель искусств, профессор М.А.Карпушкин. Участник лаборатории в Ульяновском театре кукол. Заявка: лирическая комедия Алексей Арбузов «Сказки старого Арбата» Хочется выразить благодарность проекту "Открытые двери" он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО оправдывает свое название, открывает двери перед специалистами, дает возможность, шанс показать себя и продвинуть свое творчество! От чистого сердца, желаю чтобы этот проект разросся до огромных масштабов и охватил весь театральный мир и не только! Вы нужны творческим людям. Пусть ваши встречи с ними происходят как можно чаще. Не устаю повторять всем мою любимую фразу : Они ищут вас так же, как вы ищите их.
Дорожко Светлана Леонтьевна (Санкт-Петербург). Окончила Ярославский театральный институт, специальность «актёр театра кукол», мастерская з.а. России Л.А.Савчук; Санкт- Петербургская государственная академия театрального искусства, специальность «режиссёр театра кукол», мастерская Т.Р. и А.Я. Стависских. Участник лаборатории в Ульяновском театре кукол. Заявка: лирическая комедия «Великан Вася и злосчастная княжна Маргарита» (авторы Ж.Кусаинова, С.Дорожко) Скажу честно: мероприятие получилось более чем любопытное. Почему же «более чем»? Лаборатория в Ульяновске была ПЕРВЫМ опытом не только для её непосредственных участников (театра РАМТ, Ульяновского театра кукол, начинающих режиссёров и пр.), но и вообще для ТЕАТРА КУКОЛ «ВСЕЯ РУСИ». Приглашение начинающего режиссёра для крупного театра в нынешнее время, безусловно, связано с определённым риском. Особенно для государственного театра кукол, где дотации на новые постановки ограничены, а затраты могут быть достаточно серьезными, т.к. в театре кукол мы имеем дело в большей степени с «визуальным» способом общения со зрителем. Материальная часть спектакля, если речь идёт о постановке для «большой» сцены, как правило, серьёзное вложение для бюджета.
Поэтому театры стараются приглашать «гарантированных» режиссёров, т.е. имеющих опыт работы, которые предложат постановки если и «не обречённые на успех», то «крепкие и надёжные» по форме и содержанию. А что же делать молодым специалистам, у которых в голове кипят идеи, требующие срочной реализации ? Редко находятся театры, готовые рискнуть и стать «стартовой площадкой» для молодых постановщиков (к ним относятся и молодые художники театра кукол, которые находятся в ещё более сложной ситуации, чем режиссёры). Подвижники РАМТа взяли на себя основную ответственность, организовав конкурс заявок на постановку и сделав первоначальный отбор. Но самое ценное в этом проекте, что окончательный выбор предоставлен театру, который будет нести дальнейшую ответственность за «жизнь» спектакля. Всем приехавшим в Ульяновск режиссёрам, после показа эскизов, были предложены постановки. Значит, выбор РАМТа был верный и риск, на данном этапе, оправдан. Лично же для меня основное «волнение» в конкурсе было связано с тем, что пьеса «Великан Вася и злосчастная княжна Маргарита», написанная мною в соавторстве с Жанар Кусаиновой, абсолютно новая пьеса, и не инсценировка. Этот сюжет мы разработали специально для театра кукол. К тому же, у меня не было возможности изготовить кукол и реквизит, крайне необходимые даже для короткой заявки, но бутафорские цехи в кратчайшие сроки сделали именно то, что нужно и в полном объёме. Огромное спасибо! Но самое огромное СПАСИБО – актёрам Ульяновского театра кукол, которые проявили завидное терпение, уважение и внимание к моей работе. С такими проектами крепнет вера в «светлое будущее театра кукол всея Руси». СПАСИБО организаторам!
Беляева Юлия Александровна (Москва). Окончила Российский Университет Театрального Искусства, режиссерский факультет, мастерская проф. Л.Е.Хейфеца. Участник лаборатории в Ульяновском театре кукол. Заявка: инсценировка повести Туве Янсон «Зимняя сказка». С большой благодарностью отправляю Вам отзыв о лаборатории: "Открытые двери" очень важный проект- важный как для театров, так и для молодых режиссеров. Было удивительно на сколько все в театре были расположены к нам, на сколько хотели работать, это говорит о том, что лаборатории доверяют и от нее много ждут. Честно говоря, формат "3 дня на репетиции"- не дает возможность "развернуться" и сделать по-настоящему то, что задумываешь, но зато дает возможность дальнейшего сотворчества с театром. Одна из больших проблем как театров, так и молодых режиссеров заключается в том, что мы не знаем друг о друге, друг друга боимся и не доверяем, а лаборатория- становится хорошим поводом для знакомства. Спасибо. Замечательная тема "молодые режиссеры- детям". Спасибо и за нее! К сожалению, так часто случается, что детские спектакли для многих театров, режиссеров и артистов- халтура, хотя уже давно во всем мире это направление в искусстве очень значимое - надо догонять. Огромное спасибо!.
Уставщиков Алексей Викторович (Санкт-Петербург). Окончил Екатеринбургский Государственный театральный институт, «актёр театра и кино», мастер А.А.Праудин; Санкт- Петербургскую Государственную Академию Театрального Искусства, Факультет Театра Кукол, «режиссёр театра кукол», мастера Т.Р. и А.Я Стависские. Участник лаборатории в Ульяновском театре кукол. Заявка: трагифарс А. Стриндберга «Фрёкен Жюли» Огромное спасибо всем, кто подарил нам, молодым режиссёрам, возможность показать эскизы к нашим будущим спектаклям. Лаборатория, основанная на позитивном отношении к творчеству, всегда очень продуктивна. За четыре дня, почти с нуля (материальная часть спектакля) появились внятные убедительные отрывки спектаклей. И самое главное – нам, четырём режиссёрам, было очень радостно работать. Мы благодарны всем организаторам этого проекта! Ещё раз спасибо!
Иванов Олег Анатольевич (Челябинск). Окончил театральный Институт имени Бориса Щукина при Государственном Академическом Театре имени Евгения Вахтангова, режиссёрский факультет, мастерская В.П. Фокина. Участник лаборатории в Челябинском молодежном театре. Заявка: «Поколение «А», Дуглас Коупленд. На мой взгляд, проблема коммуникации со зрителем, неконкурентоспособности театрального спектакля, коммерческого риска коренится в системе воспитания актеров и режиссеров.Я закончил Челябинскую Академию Искусства (как актер) и Щуку (как режиссер) и ни в одном заведении почти ничего не слышал о психологии восприятия зрителя. Откройте любую книгу по рекламе!.. Сколько там написано, о том, кто смотрит – о потребителе. У Рекламы и Театра цели разные, но задача «захватить внимание» одна. Сейчас мне понятно, что яркое решение (например «пиранья» у Веры Поповой) не столько правило из учебника, которому должен следовать хороший ученик, сколько реальный способ заинтересовать, увлечь зрителя. В театральных вузах почти никто не говорит о тонкостях взаимодействия сцены и зала, а ведь зритель должен не понимать, потом понимать, чувствовать себя героем, потом отстраняться от героев, видеть подтверждение прогнозов, потом ошибаться в прогнозах, додумывать и т.д. и т.п. Короче, зритель должен работать. Не подумайте только, что я «перевожу стрелки». Про лабораторию мало сказать «понравилось». Это дополнительная возможность поработать, проверить себя, поучиться, что-то открыть, понять и использовать дальнейшем. Более того – возможность получить постановку в театре. СПАСИБО!
Зензина Евгения Павловна (Оренбург- Челябинск). Окончила Челябинскую академию культуры и искусства, факультет театра, кино и ТВ, режиссерский факультет, мастера курса: Р.Г. Щукина и Е.М. Гельфонд. Участник лаборатории в Челябинском молодежном театре. Заявка: "Прошлым летом в Чулимске", А. Вампилов. Фестиваль нас не отпускает. Позавчера на местном театральном мероприятии встретилась с завлитом Озерского театра драмы. Конечно же говорили о том, как нужны такие фестивали-лаборатории для провинциальных театров, для поиска драматургии и режиссеров. Мечтали, чтобы ваш проект поехал ещё дальше в самую глубинку - Озерск, Златоуст, Верхний Уфалей. А главное, - они будоражат жизнь театра. Разница между актерским присутствием в своих репертуарных спектаклях и в лабораторных эскизах очевидна. Я очень переживала свою неудачу, но меня порадовало известие о том, что Никите Францу (исполнителю роли Пашки Хороших) доверили новую роль, именно после отзывов о наших репетициях. В нашей Челябинской Академии Культуры и Искусств мне пришлось читать лекции "Театральное дело в России". Честно - я в этом ничего не понимаю! Но на первой же лекции после лаборатории я рассказывала студентам режиссёрам о проекте РАМТ "Открытые двери" и о том "Кто же такой - театральный продюсер". Речь была посвящена Владиславу Любому. Спасибо вам за проект !
Астафьева Ирина Владимировна (г.Барнаул). Окончила театральный Институт имени Бориса Щукина, режиссерский факультет, мастерская А.М. Вилькина. Участник лаборатории в Челябинском молодежном театре. Заявка: «Я, бабушка, Илико и Илларион», собственная инсценировка по роману Н. Думбадзе. В качестве участника подобной лаборатории я была впервые. Впечатления остались самые приятные. На всем протяжении лаборатории в этих "экстремальных" условиях я всегда ощущала к себе исключительно доброжелательное, доверительное отношение. Это придает сил. Порадовала сама организация рабочего процесса, в которой принимающая сторона (театр) старалась создать для приглашенных режиссеров максимально удобные условия для работы. В связи с этим в течение лаборатории я имела возможность заниматься исключительно творческим процессом, не тратя время и силы на поиски необходимого реквизита, костюмов, декораций. Отдельное спасибо моему помрежу Ирине Вайцель. Также хочу отметить актеров Челябинского молодёжного театра, которые пошли на этот эксперимент, достойно в нем проявились, были открыты к работе. Для меня это очень ценно. Думаю, что эта готовность и желание "услышать" другого во многом помогает театру оставаться "живым". И если каждый актер не пестует себя, не выпячивает свою амбицию, а работает на общее дело, на созидание общего процесса, то это дорого стоит. Считаю, что организация подобных лабораторий очень нужное и важное дело. Была рада сотрудничеству. Надеюсь, что не возникнет никаких недоразумений, которые, к сожалению, так часто случаются в нашей неровной российской театральной жизни, и мы благополучно доведем начатое дело до конца, и мой эскиз вырастет в полноценный спектакль, который войдет в репертуар Челябинского молодежного театра.
Черепанов Глеб Сергеевич (Чкаловск - Москва). Окончил театральный Институт имени Бориса Щукина при Государственном Академическом Театре имени Евгения Вахтангова, режиссёрский факультет, мастерская В.П. Фокина. Участник лаборатории в Челябинском молодежном театре. Заявка: «Еще раз о голом короле», Л. Филатов (по мотивам произведений Г. Х. Андерсена и Е. Шварца). Лаборатория познакомила и свела вместе режиссёров с театром, актёров с доселе неизвестной пьесой, абсолютно разных и непохожих людей друг с другом. Стала МЕСТОМ ВСТРЕЧИ - в этом её главная сила. Дело это важное и полезное, пусть оно ширит ряды и шагает по стране дальше!
Попова Вера Леонидовна (г. Прокопьевск). Окончила РАТИ-ГИТИС, режиссерский факультет, мастерская С.В. Женовача. Участник лаборатории в Челябинском молодежном театре. Заявка: «Дневник 12-летнего», Андрей Руденко. Я не в первый раз участвую в лабораториях. Для меня лаборатории – это возможность эксперимента, возможность поработать с актерами разных театральных школ. Также мне нравится, что лаборатории делают по пьесам современных драматургов, потому что важно донести до зрителя актуальные для него тексты. Наверно, особенно важно в театре для детей и подростков найти новый литературный материал и способ его выражения, чтобы найти с ними общий язык и привить им хороший театральный вкус. Спасибо организаторам и Челябинскому молодежному театру.
Спасибо за внимание! Координатор лаборатории в Москве (РАМТ): Ирина Аверина тел.: +7 (495) , тел./факс: +7 (495) сайт проекта: