А.Н.Островский - создатель русского национального театра Этапы биографии и творчества 1823 – 1886
Литературе вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой русский драматический театр. Он по справедливости должен называться «Театр Островского». Из письма И.А.Гончарова А.Н.Островскому
Моя задача – служить русскому драматическому искусству. Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… У русского драматического искусства один только я. Я – все: и академия, и меценат, и защита. А.Н.Островский «Автобиографическая записка», 1884 г.
План урока 1.А.Н.Островский – «Колумб Замоскворечья». Биографическая и творческая справка. 2.А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Малый театр. 3.Драма «Гроза».
За 40 лет творчества Островским создано около 50 пьес. Новаторство Островского проявилось прежде всего в тематике его произведений. Содержанием его пьес становится сама жизнь, такая, как она есть. Основные объекты изображения: купечество («Свои люди – сочтемся»), чиновничество («Доходное место»), дворянство («Лес»), актерская среда («Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»), учительство («В чужом пиру похмелье»), студенчество («Трудовой хлеб»), крестьянство («Воспитанница», «Воевода»).
Все творчество Островского можно разделить на 3 этапа. В ранний период творчества ( ) Островский испытывает сильное влияние «натуральной школы» и эстетических идей Белинского, что сказалось на содержании его первых произведений. К этому периоду относятся пьесы «Свои люди - сочтёмся», «Утро молодого человека», «Бедная невеста» и др.
Второй период творчества Островского ( ) прошёл под знаком увлечения идеями демократического славянофильства. Художнику казалось, что в купеческой среде ещё сохранились начала патриархальности, нравственная неиспорченность, простодушие. Такими качествами писатель наделяет некоторых героев в пьесах этих лет: «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется».
В предреформенный период ( ) сфера охвата действительности у Островского расширяется. В неё попадают мир дворянской усадьбы, жизнь чиновничества, купечества, «маленького человека» («В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница»). Центральное место в творчестве этого периода принадлежит, бесспорно, «Грозе».
Драма «Гроза» Основной метод – реализм. Типические характеры в типических обстоятельствах, социальные типы («Город Калинов и его обитатели»). Самобытные черты реализма Островского. Одним из первых в русской драматургии Островский вводит пейзаж, который выступает не просто фоном, но воплощает естественную стихию, которая противостоит «темному царству» (в начале произведения, сцены на Волге, гибель Катерины). Островский использует традиции фольклора при создании образов Катерины, Кулигина, Кудряша. Речь персонажей изобилует просторечиями. Использует символы: гроза, громоотвод.
Домашнее задание 1.История создания драмы «Гроза». 2.Читать и анализировать 1-е и 2-е действия пьесы. 3.Подготовить сообщение на тему: «Обитатели города Калинова».