Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО- ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ ГБОУ ВПО «КРАСГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава РФ Кафедра поликлинической педиатрии и пропедевтики детских болезней с курсом ПО Д.м.н., доцент Галактионова М.Ю. Красноярск, 2012 Лекция 2 для студентов 6 курса, обучающихся по специальности Педиатрия
Цель лекции: выработать компетенции по организации лечебно- профилактической работы с детьми первого года жизни для формирования профессиональных качеств высококвалифицирован- ного специалиста врача- педиатра
План лекции: 1.Виды деятельности врача педиатра участкового. Критерии эффективности качества 2. Стандарт диспансерного наблюдения ребенка первого года жизни 3. Группы риска новорожденных
1.Антенатальная охрана плода 2.Непрерывность наблюдения и контроль за состоянием здоровья детей до 18 лет 3.Внедрение профилактических технологий 4.Оказание всех видов ПМП по месту жительства и в образовательных учреждениях 5.Внедрение стационарозамещающих технологий Основные задачи участкового врача педиатра
Виды деятельности врача педиатра участкового 1.Профилактическая работа с диспансеризацией; 2.Лечебная работа; 3.Санитарно-просветительная работа; 4.Организационная работа
Критерии оценки профилактической работы 1.охват беременных дородовыми патронажами; 2.занятие беременных в очной школе молодых матерей; 3.выполнение первичного врачебно- сестринского патронажа после выписки из родильного дома; 4.выполнение врачебных патронажей к новорожденным на день их жизни; 5.систематичность наблюдения за детьми первого, второго, третьего года жизни;
Критерии оценки профилактической работы 6. удельный вес детей первых четырех месяцев жизни, переведенных на раннее смешанное и искусственное вскармливание; 7. индекс здоровья детей первого месяца, года, а также второго и третьего годов жизни, находящихся под наблюдением педиатра по системе активного патронажа
Наблюдение за новорожденным в условиях поликлиники 1.Оценка состояния здоровья 2.Определение группы здоровья и групп «риска» новорожденного 3.Составить план индивидуального наблюдения на первом месяце жизни 4.Определить условия выхаживания, режим питания и ухода 5.Обеспечить профилактику и своевременную диагностику заболеваний 6.Проведение неонатального скрининга, контроль за его результатами
Признаки, определяющие здоровье (по С.М. Громбаху) 1.Отсутствие какой-либо болезни в момент обследования 2.Отсутствие склонности к заболеванию (по частоте и характеру заболеваний в предшествующий период) 3.Гармоничное и соответствующее возрасту физическое (данные антропометрии + биологический возраст по срокам смены зубов и развитию вторичных половых признаков) и психическое развитие (по заключению невролога, психолога, педагога с использованием тестов и анкетирования) 4.Нормальное функционирование органов и систем (достаточная резистентность к неблагоприятным воздействиям)
О стандарте диспансерного (профилактического) наблюдения ребенка в течение первого года жизни Приказ 307 Минздравсоцразвития России от г.
Диагноз, группа здоровья группа здоровья должна быть установлена в конце раннего неонатального периода (на 5-10 сутки жизни); подтверждается в возрасте 1 месяц после оценки ФР, НПР, соматического и неврологического статуса
Вид деятельности До- род. Н/р1 мес. мес.3мес мес. 1. Диагностика откло- нений в раннем онтогенезе и про- гноз состояния здоровья Сбор и оценка данных генеалогического анамнеза Сбор и оценка данных биологического анамнеза Сбор и оценка данных социального анамнеза Выделение групп риска Прогноз состояния здоровья и развития Направленность риска
Вид деятельности Н/р1 мес. мес.3мес мес. 7 Заключение о состоянии здоровья, в том числе ++ невролог, детский хирург, травмато- лог - ортопед офтальмо лог +/- + невро- лог + невро- лог +/- + детский хирург, детский стома- толог + невролог, детский хирург, травматолог - ортопед офтальмолог, детский стоматолог. оторинола- ринголог 7.1. Направленность риска, группа риска Оценка ФР Оценка НПР Оценка резистентности Оценка функционального состояния, поведения Прогноз адаптации Диагноз, группа здоровья
Вид деятельности Д/ р Н/ р 1 мес. мес.3мес мес. 8Рекомендации, в том числе по следующим разделам ++ невролог, детский хирург, травмато- лог - ортопед офтальмо лог+/- + невро- лог + невро- лог +/- + детский хирург, детский стома- толог + невролог, детский хирург, травматолог - ортопед офтальмолог, детский стоматолог. оторинола- ринголог 8.1. Санитарно- гигиенические условия Режим Вскармливание и питание Физическое воспитание и закаливание Воспитательное воздействие Рекомендации по иммунопрофилактике Рекомендации по профилактике пограничных состояний
Схема контроля за состоянием здоровья и развитием здоровых детей 1-го года жизни: Медицинская сестра: ежемесячно Показатели Лабораторные и др. методы исследования: ан. крови, мочи в 3 и 12 мес., аудиологический скрининг в 1 мес., УЗИ, УЗИ тазобед- ренных суставов в 1 мес., ЭКГ в 12 мес. Врач-педиатр: На 5-7-й; 14-й и 21-й дни, далее ежемесячно Контроль эффективности Врачи-специалисты: невролог в 1, 3, 6 и 12 мес., офтальмолог в 1 и 12 мес., хирург в 1, 9 и 12 мес., травматолог- ортопед в 1 и 12 мес., стоматолог в 9 мес., оториноларинголог в 12 мес. РекомендацииЗаключение
Программный подход к диспансеризации детей групп риска создание протоколов диагностики, мониторинга и реабилитации детей групп риска; разработка стандартов диспансеризации детей первого года жизни с учетом направленности «риска»; совершенствование критериев экспертной оценки качества оказания первичной медико- санитарной помощи детям 1-го года
ГРУППЫ РИСКА (1984) I группа- риск развития патологии ЦНС II группа- риск внутриутробного инфицирования III группа- риск развития трофических нарушений и эндокринопатий IV группа- риск развития врожденных пороков органов и систем V группа- социального риска
Дети с риском развития синдрома внезапной смерти ЭКГ, кардиолог по показаниям; Профилактические мероприятия: Не выкладывать спать на животе; Не применять тугого пеленания, не перегревать ребенка; Кроватка в одной комнате с родителями; Естественное вскармливание! Позиционное постуральное положение; Избегать воздействия резких запахов, звуков, световых раздражителей, особенно во время сна
Хорошая ежемесячная прибавка в массе; Хорошая адаптация ребенка к новым условиям жизни; Нормальное физическое, нервно-психическое, психо-моторное развитие; Низкий уровень заболеваемости Заключение: Показатели эффективности диспансерного наблюдения
Рекомендуемая литература : Обязательная 1. Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, Дополнительная: 1. Амбулаторно-поликлиническая педиатрия: учебное пособие / под ред. В.А. Доскина.- М.: МИА, Баранов, А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях : рук. для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева.- М.: ГЭОТАР-Медиа, Галактионова, М. Ю. Алгоритмы ведения медицинской документации в детской поликлинике: (для студ. 6 курса по спец педиатрия) / М. Ю. Галактионова, И. Н. Чистякова.- Красноярск: тип. КрасГМУ, Галактионова, М.Ю. Организация диспансерного наблюдения за детьми первого года жизни: учебное пособие / М.Ю. Галактионова, А.В. Гордиец, И.Н. Чистякова.- Красноярск: тип. КрасГМУ, Галактионова, М.Ю. Рахит (диагностика, лечение, профилактика): учебное пособие для студентов 6 курса, обучающихся по спец Педиатрия / М.Ю. Галактионова, Н.В. Назаренко, И.Н. Чистякова.- Красноярск: тип. КрасГМУ, Галактионова, М.Ю. Специфическая иммунопрофилактика инфекционных заболеваний у детей и подростков: учебное пособие для самостоят. работы студ. 6 курса, обучающихся по спец – Педиатрия / М.Ю. Галактионова.- Красноярск: тип. КрасГМУ, Новорожденный ребенок. Основы оценки состояния здоровья и рекомендации по профилактике и коррекции его нарушения: руководство для врачей / под ред. Н.Л. Черной, В.В. Шилкина.- СПб.: СпецЛит, Организация диспансерного наблюдения детей и подростков на педиатрическом участке: учебное пособие для студ. 6 курса, обучающихся по спец – педиатрия / под ред. М.Ю.Галактионовой.- Красноярск: тип. КрасГМУ, Педиатрия: учебник / под ред. Н.А. Геппе.- М.: ГЭОТАР-Медиа, Практическое руководство по неонатологии / под ред. Г.В. Яцык М.: МИА, Электронные ресурсы: 1. ЭБС КрасГМУ 2. БД МедАрт 3. БД Медицина 4. БД Ebsco
«… Детский доктор должен любить детей, быть преданным своей профессии и быть терпеливым с матерью ребенка…» А.Ф. Тур Спасибо за внимание!