Здоровьесберегающая педагогика в начальной школе
«Ребенок живет не для того, чтобы мы его учили, чтобы ходить в школу. Он рожден для жизни, чтобы быть счастливым». Директор Института гигиены Директор Института гигиены и охраны здоровья детей РАМН В. Р. Кучма
«Забота о здоровье ребенка не просто комплекс санитарно - гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В. А. Сухомлинский.
Здоровье ребенка можно считать нормой, если он: Умеет преодолевать усталость (физический аспект здоровья) Проявляет хорошие умственные способности (интеллектуальный аспект здоровья) Честен, самокритичен (нравственное здоровье) Коммуникабелен (социальное здоровье) Уравновешен (эмоциональный аспект здоровья)
Приоритетные понятия программы: психическое и физическое здоровье; традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья; гигиена и ее значение в жизни человека; культура сохранения собственного здоровья; ответственность за здоровье других людей; гармония души и тела, режим дня и здоровье; воля и ее значение в сохранении здоровья; самовоспитание и саморегуляция здоровья.
Основные положения программы: 1. Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения, медицинскими и профилактическими учреждениями города с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса. 2. Сотрудничество с родителями и учителями- предметниками, работающими в классе, в рамках обозначенной проблемы. 3. Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания. 4. Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу среди учащихся и их родителей. 5. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом. 6. Формирование собственной позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Элементы здоровьесберегающей педагогики в образовательном процессе. Гимнастика до учебных занятий. Физкультурные паузы на уроках. Подвижные перемены.
Диагностика пропусков занятий по болезни за 2005 – 2007 гг.
«Ребенок живет не для того, чтобы мы его учили, чтобы ходить в школу. Он рожден для жизни, чтобы быть счастливым». Директор Института гигиены и охраны здоровья детей РАМН В. Р. Кучма