Здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения
Здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения - это тот ресурс, который школа может непосредственно использовать для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников. и нфраструктура школы; наличие оборудования и условий для организации оздоровительной работы; состав и уровень профессиональной подготовки педагогического коллектива; количество и квалификация медицинского персонала, а также дополнительного персонала; наличие спортивно-оздоровительного оборудования; деятельность спортивных секций и кружков по интересам
Оздоровительная инфраструктура школы Элементы инфраструктуры обязательныедополнительные Медицинский кабинетЗубоврачебный кабинет Спортивный залТренажерный комплекс Спортивная площадкаБассейн Кабинет релаксации Фитобар Солярий Ингаляторий Зимний сад
Одна из важнейших технологий здоровьесбережения – школьная оценка Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога. 4
Что педагог должен уметь анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления; владеть основами здорового образа жизни; устанавливать контакт с коллективом учащихся; наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение; прогнозировать развитие своих учащихся; моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления; личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей 5
Какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей? 6 большое количество предметов в расписании, по пять-семь предметов ежедневно; большой объем и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока - ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе)
Принципы здоровьесберегающей педагоги 7 Принцип не нанесения вреда Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся и педагогов Принцип триединого представления о здоровье Принцип непрерывности и преемственности Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися Принцип соответствия сознания и организация обучения возрастным особенностям учащихся Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегии
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения 8 Гигиенические условия в классе (кабинете) Число видов учебной деятельности, используемых учителем Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности Число использованных учителем видов преподавания Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы Физкультминутки и физкультпаузы включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения 9 Благоприятный психологический климат на уроке Преобладающее выражение лица учителя Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности Темп и особенности окончания урока Состояние и вид учеников, выходящих с урока
Что должен контролировать учитель физкультуры Уровень физического развития на основании данных о длине и массе тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких. Детям с низким уровнем физического развития и с дисгармоничным развитием необходим щадящий режим физической нагрузки. 2. Уровень двигательной подготовленности на основании стандартного набора тестов, характеризующих выносливость, силу, быстроту, ловкость, гибкость. Уровень технической подготовки ученика на основании педагогических наблюдений и контрольных испытаний. 3. Уровень знаний ученика в области физической культуры и здорового образа жизни на основании бесед с учащимися, проведения контрольных теоретических зачетов и использования других средств оперативного или этапного контроля знаний. 4. Состояние здоровья и адаптационные возможности ученика на основании данных школьных медицинских карт, наблюдения на уроках и других занятиях, измерения физиологических показателей (частоты пульса) при выполнении стандартных нагрузок.
11 Что должен контролировать учитель физкультуры 5. Степень утомления в процессе выполнения физических нагрузок на основании внешних признаков и данных объективного контроля. 6. Адекватность нагрузки возрастным, половым и индивидуальным особенностям учащегося с учетом типа телосложения и уровня биологической зрелости. 7. Уровень мотивации учащихся к занятиям физической культурой. 8. Качество самоподготовки учащихся, в том числе выполнения домашних заданий и рекомендаций учителя. 10. Осведомленность родителей об уровне физического развития и двигательной подготовленности ученика, степень их участия в воспитательном процессе.
12 Что должен контролировать классный руководитель 1. Причины и длительность пропусков занятий физкультурой учащимися. 2. Степень взаимодействия учащихся с преподавателем физкультуры и привлекательность занятий. 3. Активность участия учащихся класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях в масштабах школы. 4. Наличие позитивного контакта учителя физкультуры с родителями детей, имеющих проблемы в физическом и моторном развитии. 5. Состояние психологического климата вокруг детей с ослабленным здоровьем, с недостатками физического и функционального развития. 6. Степень вовлеченности учеников класса в опасные для здоровья формы поведения, связанные с использованием психотропных веществ (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ).
13 О чем должен заботиться завуч 1. Расписание занятий должно быть составлено таким образом, чтобы урок физической культуры не проводился непосредственно перед уроками математики, русского языка, литературы, физики. 2. Физкультминутки и физкультпаузы в рамках общеобразовательных уроков не должны нарушать логику урока. 3. Дни здоровья и другие общешкольные мероприятия следует проводить в условиях хорошей погоды, по разработанному заранее сценарию. Недопустимо превращать такого рода мероприятия в дополнительный выходной день для детей и педагогов. 4. Спортивные успехи класса или отдельного ученика должны быть известны всей школе наряду с успехами в учебе; спортивный авторитет класса, школьной команды, чемпиона школы в том или ином виде спорта должен служить привлекательным примером для всех учащихся. 5. Педагогический коллектив школы должен с уважением относиться к предмету «физическая культура» и к педагогам этого профиля.
14 В чем состоит ответственность директора школы 1. Организация, поддержание и развитие спортивно-оздоровительной базы школы. 2. Обеспечение кадровой политики, направленной на привлечение и удержание профессиональных педагогов специалистов в области физического воспитания. 3. Создание условий для возможно более широкого удовлетворения потребностей учащихся в разнообразных формах и видах физической активности, расширение сети секций и кружков. 4. Повышение авторитета физической культуры в глазах преподавателей, родителей и учащихся. 5. Обеспечение медико-психологического контроля над процессом физического воспитания учащихся во всех его формах. 6. Активизация усилий родительской общественности, направленных на создание в школе условий для оздоровления учащихся на основе системной, многоплановой работы. 7. Использование передовых методов и технологий физкультурно-оздоровительной работы с учащимися.
Типы технологий 15 Здоровьесберегающие профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания Оздоровительные физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия Технологии обучения здоровью включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла Воспитание культуры здоровья факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.
16 «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ