ШКОЛЬНЫЕ МОДЕЛИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ: ИНТЕГРАЦИЯ НАУЧНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ Медицинский информационно – аналитический центр директор М.К.Джурабаева д.м.н., главный специалист по медицинской профилактике
Численность населения Новосибирской области Численность населения НСО – человек: человек: городское население чел. городское население чел. сельское население чел. сельское население чел.
Структура населения НСО
Этапы обучения ребенка
Болезни приобретаемые в школьном возрасте
медосмотр Инструкция Минздравмедпром РФ от 14 марта 1995 г. 60 по проведению профилактических осмотров детей дошкольно – школьных возрастов на основе медико – экономических нормативов; Инструкция Минздравмедпром РФ от 14 марта 1995 г. 60 по проведению профилактических осмотров детей дошкольно – школьных возрастов на основе медико – экономических нормативов; Приложение к приказу МЗ РФ от 30 июня 1992 г. 186 /272 «Положение о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения». Приложение к приказу МЗ РФ от 30 июня 1992 г. 186 /272 «Положение о профилактических осмотрах детей, посещающих образовательные учреждения».
Обязанности медицинских работников, обслуживающих детей в образовательном учреждении 1. С - витаминизация учащихся 2. Диспансеризация юношей и девушек 9-11 классов и детей с хронической патологией. 3. Организация и проведение медицинского осмотра учащихся в два этапа: а) доврачебное обследование, б) осмотр детей. 4. Анализ результатов медицинского осмотра и доведение полученных данных до сведения родителей через классных руководителей. 5. Направление детей, нуждающихся в консультации после медицинского осмотра, к узким специалистам. 6. Регулярный амбулаторный прием учащихся. 7. Организация санации детей стоматологами. 8. Санитарно – эпидемические мероприятия.
Обязанности медицинских работников, обслуживающих детей в образовательном учреждении 9. Профилактические прививки. 10. Обследование детей 1-4 классов на гельминты, дегельминтизация нуждающихся. 11.Проведение осмотров на педикулез и чесотку. 12.Вакцинация против гриппа. 13.Туберкулинодиагностика всех учащихся. 14.Направление детей, нуждающихся в обследовании и лечении у фтизиатра, в поликлинику. 15.Профилактика инфекционных заболеваний. 16.Учет по основным заболеваниям. 17.Контроль за организацией питания и соблюдением санитарно-эпидемического режима пищеблока. 18.Контроль за санитарно-гигиеническими условиями обучения и воспитания учащихся.
Медицинский кабинет школы
ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ Неспецифическая профилактика (Закаливание Правильное питание Общегигиенические методы и другие) Специфическая Профилактика (вакцинация) Работа с учителями Работа с родителями Департамент Образования Департамент Здравоохранения Российский детский Фонд ОГУЗ МИАЦ Учреждения здравоохранения и образования Взаимодействие по решению вопросов Здоровья детей Организация профилактической работы в школе
Профилактические и оздоровительные мероприятия в школе Ребенок Здоровое питание Дыхательная гимнастика Лечебная физкультура ВитаминизацияФизиотерапия Соляная пещера Закаливающие процедуры Фитотерапия ароматерапия
Модель школьной медицинской службы Завуч по медико – социальным проблемам Медицинский совет школы Решение вопросов профилактики и оздоровления детей Организация и проведение оздоровительно – спортивных мероприятий
Школьная медицинская служба включает в себя три подразделения: Консультативное Консультативное (консультации по различным вопросам профилактики и здорового образа жизни, проведение лекториев, бесед); (консультации по различным вопросам профилактики и здорового образа жизни, проведение лекториев, бесед); Организационно – методическое Организационно – методическое (внедрение новых форм организации профилактической работы, взаимосвязь с лечебно – профилактическими учреждениями); (внедрение новых форм организации профилактической работы, взаимосвязь с лечебно – профилактическими учреждениями); Амбулаторное Амбулаторное (организация профилактической работы, проведение медосмотров, оздоровление детей) (организация профилактической работы, проведение медосмотров, оздоровление детей)
Комплексная модель организации профилактической и коррекционной работы в школе (на примере – заболевания носоглотки у детей) Поликлиника участковый педиатр Врач - специалист Школа Школьная медицинская служба Родители Администрация школы преподаватели Школьная медицинская служба Администрация школы
Поликлиника Участковый врач Диагностика Диагностика Диспансерное наблюдение Диспансерное наблюдение Оценка эффективности лечебно – оздоровительных мероприятий Оценка эффективности лечебно – оздоровительных мероприятий Врач – специалист Разработка схемы лечения и оздоровления Разработка схемы лечения и оздоровления
Школа Школьная медицинская служба Формирование «группы риска»; Формирование «группы риска»; Формирование диспансерной группы; Формирование диспансерной группы; Сезонная иммунизация; Сезонная иммунизация; Сезонная витаминизация; Сезонная витаминизация; Контроль течения восстановительного периода у выздоравливающих; Контроль течения восстановительного периода у выздоравливающих; Гигиеническое обучение учащихся и родителей методам и средствам закаливания. Гигиеническое обучение учащихся и родителей методам и средствам закаливания. Анализ динамики заболеваемости Анализ динамики заболеваемости
Администрация школы Обеспечение нормативных параметров воздушно – теплового режима Обеспечение нормативных параметров воздушно – теплового режимаПреподаватели Обеспечение щадящего режима учебных нагрузок а период выздоровления Обеспечение щадящего режима учебных нагрузок а период выздоровления Преподаватель физкультуры Специальные занятия в период выздоровления; Специальные занятия в период выздоровления; Индивидуальный подбор физических упражнений; Индивидуальный подбор физических упражнений; Проведение занятий на открытом воздухе; Проведение занятий на открытом воздухе; Обучение плаванию в рамках учебной программы Обучение плаванию в рамках учебной программы
Родители Обеспечение здорового образа жизни; Обеспечение здорового образа жизни; Организация правильного питания; Организация правильного питания; Сезонная профилактика в соответствии с рекомендациями врача; Сезонная профилактика в соответствии с рекомендациями врача; Выполнение медицинских рекомендаций по лечению, оздоровлению, закаливанию; Выполнение медицинских рекомендаций по лечению, оздоровлению, закаливанию; Щадящий режим дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе. Щадящий режим дня с достаточным пребыванием на свежем воздухе.
Аквирин: профилактика дешевле Школьники,получившие аквирин Школьники, не получившие аквирин Заболели Не заболели Заболели 1,7 % 1,7 % 98,3 % 98,3 % 19 % из них 30 % перенесли грипп и ОРВИ в тяжелой форме 81 % 81 %
Оздоровительная работа в образовательных учреждениях
Помните! Любые виды медицинского вмешательства, в том числе и профилактические, должны быть организованы в соответствии с Законом Российской Федерации «Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» ст. 31, 32, 61. Любые виды медицинского вмешательства, в том числе и профилактические, должны быть организованы в соответствии с Законом Российской Федерации «Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» ст. 31, 32, 61.
Новые технологии обеспечения рационального питания школьников Технологии оценки питательного статуса в образовательных учреждениях; Технологии оценки питательного статуса в образовательных учреждениях; Методы нормализации пищеварения у детей с дисбактериозом Методы нормализации пищеварения у детей с дисбактериозом Групповые лечебные рационы и технологии питания детей с различными хроническими заболеваниями; Групповые лечебные рационы и технологии питания детей с различными хроническими заболеваниями;
Питание школьников – должно быть горячим и качественным
Здоровья Вам и Вашим близким! С наступающим Новым годом!