Организация работы ПМПк ОУ как эффективная форма сопровождения детей с ОВЗ
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от г. КОНВЕНЦИЯ О БОРЬБЕ С ДИСКРИМИНАЦИЕЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ принята Генеральной Ассамблеей ООН г. ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРАВАХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН г. ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ от г. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА от г. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ принята Генеральной Ассамблеей ООН г. Статья 24. Образование Закон об образовании РФ Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования Нормативно-правовое обеспечение организации интегрированного обучения
Конституция РФ. Статья 43 Нормативно-правовое обеспечение организации интегрированного обучения ПИСЬМО от 16 апреля 2001 г. N 29/ О КОНЦЕПЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (СО СПЕЦИАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ). Письмо Мин.Обр. и науки РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г. «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами» ПОРЯДОК организации воспитания и обучения детей-инвалидов дошкольного возраста по индивидуальным программам на дому муниципальными образовательными учреждениями, реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования (утвержден приказом Мин.образования Ульяновской области) С 2011 года в Ульяновске
2011 год УЛЬЯНОВСК Организовано воспитание и обучение по индивидуальным программам на дому детей-инвалидов дошкольного возраста, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать дошкольные учреждения Рекомендации ПМПК ДОУ Разрабатывает и утверждает специальную образовательную программу для ребенка-инвалида (с учетом индивидуальной программы реабилитации, индивидуальных возможностей ребенка: возраст, заболевание, структура дефекта) Организуется работа специалистов в зависимости от структуры и степени ограничения жизнедеятельности ребенка-инвалида
Организационно-педагогические условия КОМАНДНЫЙ СПОСОБ РАБОТЫ Команда специалистов Единое и системное взаимодействие Разработка индивидуальных программ обучения и воспитания ПМПк центральное звено в организации коррекционно- образовательного процесса ДОУ
Психолого медико педагогический консилиум (ПМПк) – это объединение специалистов разного профиля, занимающихся развитием, обучением и адаптацией детей с особенностями развития по разным направлениям и осуществляющих контроль за результативностью своей деятельности.
Основная цель ПМПк обеспечение в образовательном учреждении диагностико- коррекционного психолого- медико-педагогического сопровождения детей с отклонениями в развитии, создание условий для их обучения и воспитания.
ПМПк строит свою деятельность в соответствии с Уставом образовательного учреждения, договором с родителями, договором с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) Председателем ПМПк является заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения.
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПМПк: I.Нормативное обеспечение: Письмо Министерства образования РФ от г., 27/901 – в «О психолого-медико педагогическом консилиуме образовательного учреждения), за подписью Е.Е.Чепурных. Приказ о создании ПМПк ОУ (внутренний). Положение о ПМПк ОУ. Договор о взаимодействии ПМПК (комиссии) и ПМПк ОУ. План работы ПМПк ОУ. Списки классов/групп коррекционно-развивающей, иной специальной образовательной направленности, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПк.
Консилиумы бывают … Внеплановые консилиумы задачи: принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам; изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения). Плановые ПМПк задачи: определение путей психолого- медико-педагогического сопровождения ребенка; выработка согласованных решений по определению образовательного и коррекционно-развивающего маршрута; динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы; решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года).
II. Рабочая документация: Журнал предварительной записи на ПМПк. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк. Папка (карта развития), в которой находятся соответствующие документы, где отражается ход коррекционной работы, т.е собственно само сопровождение: - Договор ПМПк с родителями (законными представителями). - Представления на учащегося/воспитанника всех специалистов. - Заключение консилиума с рекомендациями. - Лист коррекционной работы с ребенком (заводится каждым специалистом, см. примерную форму). - Дневник динамического наблюдения. - Индивидуальная программа развития (сопровождения ИПС).
Основы интегрированного обучения Елена Анатольевна Екжанова, Елена Владимировна Резникова Основы интегрированного обучения: пособие для вузов
Структура индивидуальной программы социально-психолого-педагогического сопровождения ФИО, возраст_______________________________________ Клинический диагноз (если имеется заключение областной, городской ПМПК)___________________________________ Психолого-педагогическое заключение (уровень когнитивной зрелости, эмоциональной сферы, мотивации обучения, волевых качеств, коммуникативных навыков) Актуальные проблемы ребенка (трудности в обучении, адаптации, поведении, профсамоопределении) Цель программы (повышение эффективности процесса обучения, формирование адаптационных механизмов, способствование в самореализации личности и профессиональном самоопределении и т.д.) Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы (коррекционно- развивающая деятельность специалистов, профориентационная работа, медикаментозное воздействие и т.п.) Содержание программы (направления и конкретные формы работы): укрепление нервной системы – медикаментозное лечение, контроль и наблюдение у врача (психиатра, невролога, педиатра и т.д.), оздоровительный психофизический тренинг и т.п.; развитие познавательной сферы – коррекционно-развивающие индивидуальные и групповые занятия (тематика, количество), диагностика познавательной сферы (1-2 раза в год) и т.п.; развитие эмоционально-волевой сферы – система групповых и индивидуальных занятий (тематика, количество), диагностика эмоционально-личностной сферы (1-2 раза в год) и т.д.; профориентационная работа, формирование устойчивой адекватной самооценки, коммуникативной сферы и т.д. Сроки реализации программы –6 мес., 1 год и т.д. Сроки динамического контроля «__»________________ 200__г.