Трудовые мигранты: социально- экономические выгоды и риски Фонд «Миграция XXI век»
Структура трудовых ресурсов России
Почему работодатели привлекают иностранных работников? Ответы работодателей: по данным Фонда «Общественное мнение »: их труд дешевле – 66%; мигранты бесправны – 24% ; готовы работать в непривлекательных для местных жителей условиях - 23%; готовы выполнять работу, на которую не соглашается никто другой (22%). п о данным ВЦИОМ: нежелание россиян заниматься тяжелой и грязной работой – 42%; не нашли местных работников нужной квалификации – 31% (среди крупных предприятий -44%).; низкое качество работы россиян - 20%.
Динамика размера квоты на выдачу разрешений на работу и ее резерва по России на гг.
Экономические и социальные потери для государства от нелегальной занятости трудовых мигрантов Применение дешевой и бесправной рабочей силы приводит к консервации низкого уровня оплаты и производительности труда, нечестной конкуренции на рынке труда, тормозит модернизацию экономики, что ухудшает перспективы занятости российских граждан в отдельных отраслях экономики и в отдельных регионах, способствует вовлечению мигрантов в криминальные структуры; Низкий уровень заработной платы трудовых мигрантов, занятых нелегально, а также вывоз денег в государства их исхода, являются сдерживающим фактором расширения емкости внутреннего рынка, поскольку при более высокой заработной плате данной группы населения платежеспособный спрос на товары и услуги с их стороны был бы выше; Отмечаются случаи незаконного обналичивания и вывоза средств за рубеж через банковские структуры и неформальные каналы денежных переводов, которые активно используют полукриминальные диаспоральные сообщества, наркодельцы и другие криминальные элементы
Риски от наличия нелегально занятых мигрантов для населения Рост конкуренции за уровень зарплат и рабочие места; значительно возрастает нагрузка на инфраструктуру (дошкольные и школьные учреждения, поликлиники, транспорт, торговые точки) ряда субъектов Федерации, что также негативным образом отражается на отношении россиян к трудовым мигрантам, конфликты в школьной среде, рост мигрантофобии среди российских детей, недовольство фактом совместного обучения с «приезжими» со стороны родителей - россиян. обострение ксенофобии и экстремистских настроений в российском обществе. Ситуация, сложившаяся в сфере межнациональных отношений, уже не просто напряженная, она является прямой угрозой национальной безопасности России. По объединенным экспертным данным, 85% трудовых мигрантов в России - мусульмане; более 66% недостаточно владеют русским языком (не знают вообще или говорят очень плохо). Указанные тенденции усиливаются из года в год. Культурно более далекие, плохо владеющие русским языком и менее адаптивные мигранты – серьезный вызов миграционной политике России, которая должна учитывать происходящие изменения, чего, к сожалению, пока не происходит.
Потери для нелегальных трудовых мигрантов Неоформление трудовых отношений с работодателем создает почву для эксплуатации труда иностранных работников, выплаты им низкой заработной платы по сравнению с местным населением, занятым на тех же работах, или вообще ее невыплаты, несоблюдения условий их труда; Неурегулированность российским законодательством многих вопросов правовой защиты мигрантов обуславливает их социальное неравенство с российскими гражданами в трудовых отношениях, в обеспечении доступа к услугам образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения. Нахождение большинства незаконных мигрантов на рабском положении вызывает у них озлобление по отношению к России и является причиной конфликтов с местным населением, толкает их на правонарушения. Порой они вовлекаются в этнические преступные группировки, становятся жертвами торговли людьми, наркотрафика, проституции. Многие трудовые мигранты при работе в России не используют свою профессиональную подготовку, и вынуждены выполнять менее квалифицированную работу, чтобы заработать деньги. Таким образом, их профессиональный потенциал используется далеко не всегда эффективно.
Что надо делать для повышения эффективности использования ИРС? 1. Проведение регуляризации нелегально занятых трудовых мигрантов (миграционной амнистии). 2. Совершенствование системы учета численности мигрантов прибывающих, находящихся, выезжающих с территории России 3. Создание Министерства по миграции, межнациональным и межконфессиональным отношениям; 4. Перераспределение полномочий в сфере миграции между федеральным центром, субъектами РФ и местными органами власти и соответствующее перераспределение налогов на местный уровень; 5. Урегулирование деятельности частных агентств занятости, создание мигрантской инфраструктуры, развитие институтов гражданского общества; 6. Усиление интеграции в миграционной политике с государствами - донорами рабочей силы ; 7. Развитие системы страхования в миграции, направленное, в первую очередь, на медицинское и пенсионное обеспечение иностранных работников. 6. Осуществление деятельности по адаптации и интеграции трудовых мигрантов с привлечением к этой работе НПО на грантовой основе. 7. Формирование через СМИ положительного образа мигранта.
Благодарю за внимание!