заведующая сектором дошкольного образования департамента образования и науки Наталья Валентиновна Гребёнкина, к.п.н. Департамент образования и науки Тюменской области г. Тюмень 2010 г. Стратегические направления развития дошкольного образования в современных условиях региона
Основная задача образовательной политики государства на современном этапе: достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства
Государственная политика в сфере дошкольного образования Ориентация на новые образовательные стандарты Удовлетворение потребности населения в услугах дошкольного образования: расширение сети образовательных учреждений, оказывающих услуги дошкольного образования Внедрение новых организационно-правовых форм дошкольного образования (АУ), активизация общественного участия в управлении дошкольным учреждением Реализация вариативных образовательных программ, внедрение современных технологий дошкольного образования Расширение диапазона образовательных услуг для детей дошкольного возраста Развитие кадрового потенциала системы дошкольного образования
Приоритетные направления увеличение охвата детей дошкольным образованием путём создания новых мест и развития вариативных форм дошкольного образования обеспечение современного качества дошкольного образования и выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу Подпрограмма «Основные направления развития дошкольного образования» долгосрочной целевой программы «Основные направления развития образования и науки в Тюменской области» в гг.:
Информация о сети образовательных учреждений
Информация о численности детей в ОУ
дошкольные группы, функционирующие в режиме кратковременного пребывания (группы адаптации и ранней социализации, предшкольной подготовки, группы выходного дня) 7 дошкольные группы, функционирующие в режиме полного дня в учреждениях общего и дополнительного образования Вариативность получения дошкольного образования в Тюменской области представлена следующими формами: форма интегрированного кратковременного пребывания консультационные пункты (сопровождение домашнего воспитания, оказание помощи родителям в вопросах развития, воспитания и подготовки к школе детей)
Информация о качественном составе педагогических кадров: уровень квалификации из них воспитателей 14,2 26,0 31,2 28,6
Информация о качественном составе педагогических кадров: образовательный уровень из них воспитателей 30,2 62,2 4,03,6
Модель современного педагога дошкольного образования 10,, способность проектировать и реализовывать эффективный и содержательный процесс образования, используя современные образовательные технологии способность создавать перспективную образовательную среду, которая стимулирует детей к развитию и раскрытию их потенциала; способность применить соответствующие знания для проектирования индивидуального образовательного маршрута ребёнка способность к рефлексии собственного опыта и к самообразованию Основные компетенции современного педагога:
Охват детей услугами дошкольного образования Динамика изменения показателей за последние три года год% охвата «1-7»% охвата «3-7»% охвата «5-7» количество дошкольных групп степень удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования, % ,596, ,4 на г на г. РоссияУФОРоссияУФОРоссияУФОданные отсутствуют РоссияУФО 59,165,770,779,476,983,77176,1
Достижение современного качества дошкольного образования 12,, В рамках региональной комплексной программы дошкольного образования определён стандарт дошкольной образовательной услуги в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями Ежегодно проводится унифицированный областной мониторинг готовности детей к обучению в школе Во всех учреждениях области внедрена «Индивидуальная карта развития ребёнка», как итоговый документ о завершении дошкольного образования Осуществляется поддержка инновационных программ и проектов в сфере дошкольного образования В целях достижения современного качества дошкольного образования ведётся следующая работа:
Показатели эффективности дошкольного образования Повышение доступности услуг дошкольного образования Наличие положительной динамики общего развития детей (по данным стандартизированной психологической диагностики) Результативность освоения общеобразовательной программы дошкольного образования (по данным педагогической диагностики) Степень сформированности школьно-значимых функций у выпускников дошкольного учреждения Состояние здоровья детей Культура взаимоотношений с родителями Использование современных технологий и эффективных методов обучения, воспитания и развития детей
Актуальные вопросы дошкольного образования на современном этапе: Инертность и недостаточно быстрое реагирование на изменяющиеся условия Недостаточная информированность населения о возможных вариантах получения дошкольной образовательной услуги Сохраняющийся дефицит мест в детских садах Формальный характер государственно-общественного управления дошкольным образовательным учреждением Отсутствие эффективной системы стимулирования педагогического труда, ориентированной на качественную результативность Несформированность потребительской культуры в сфере образовательных услуг