Черменева Галина Георгиевна учитель математики МБОУ «СОШ 4» г. Югорск 2012год
Тема урока: Взаимное расположение графиков линейной функции. Тип урока: Урок изучения и закрепления новых знаний. Алгебра, 7 класс. Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г.
Цель урока : изучение темы урока путем анализа взаимного расположения графиков линейной функции. Задачи: Образовательные: отработка навыков построения графиков функции вида y = kx +b; выяснение влияния значений k и b на положение графиков; выяснение влияния значения параметра k на взаимное расположение графиков линейных функций. Развивающие: развитие познавательной активности; развитие осмысленного отношения к своей деятельности; развитие самостоятельности мышления: выделять главное, видеть общую закономерность и делать обобщенные выводы; развитие культуры учебной деятельности. Воспитательные: воспитание аккуратности; воспитание ответственного отношения к учению; воспитание культуры общения. Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г.
Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г. Методы: частично-поисковый, репродуктивный, объяснительно- иллюстративный. Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная. Оборудование: проектор, интерактивная доска Star Board, ноутбуки, презентация, созданная в программе Microsoft Power Point, тесты, созданные в программе Microsoft Excel, бланки для выполнения самостоятельной и практической работы, Алгебра: учебник для 7 класса Ю.Н.Макарычева, Н. Г. Миндюк и др. изд. - Москва, «Просвещение», 2008 год.
Структура урока. Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г.
Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г. Содержание этапа 1 Деятельность учителяДеятельность ученика 1.Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку. Быстрое включение учащихся в работу. Приветствуют учителя. Слушают учителя. 1.Мотивация.Вводная беседа. Делятся своим мнением. Урок математики 7класс «Не бойся ставить перед собой сложные, на первый взгляд неразрешимые задачи. Ты способен на большее». (Из книги «Простые истины.»)
1.Организационный момент. Цель: Обеспечить рабочую обстановку на уроке, включить учащихся в учебно – познавательную деятельность. Учитель: Приветствую учащихся, провожу проверку готовности класса к уроку. Настраиваю учащихся на работу. Урок начинается с улыбки учащихся и цитаты из книги «Простые истины». Дидактическая задача - выполнена. Учащиеся быстро включаются в познавательную деятельность – следовательно, цель достигнута. Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г. Дидактическая задача: Подготовка учащихся к работе на уроке.
Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г. Содержание этапа Деятельность учителяДеятельность ученика 1. Повторение свойств линейной функции. Работа по готовым слайдам (фронтальный опрос учащихся). Индивидуальная работа с учениками. Устные ответы на вопросы учителя. Работа с интерактивной доской. 2. Решение задач по теме «Линейная функция». 3. Обобщение теории.Вывод о способах построения прямых и свойствах линейной функции. Подводят итоги, обобщают свою работу. Формулируют и записывают тему урока и цели.
2. Подготовка учащихся к активной учебно-познавательной деятельности. Цель: Организовать познавательную деятельность учащихся. Для готовности учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний повторялись свойства линейной функции и правила построения её графика. С классом проводилась фронтальная работа с использованием презентации и индивидуальная - на интерактивной доске. Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г. Дидактическая задача: Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
3. Введение в тему. Постановка учебных задач. Цель: Формулирование темы и целей урока. Дидактическая задача: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Формы работы: индивидуальная и фронтальная. Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г. Используя задания презентации вместе с учащимися, рассматриваем различные варианты расположения прямых на плоскости. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока. Корректирую ответы учащихся.
Созданные проблемные ситуации приводят учащихся к самостоятельной постановке целей урока, которые учащиеся формулируют самостоятельно. Обучающиеся предлагают цели урока. Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г. « В нескольких шагах от неё сидел Чеширский Кот. - Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? - А куда ты хочешь попасть?- ответил Кот. - Мне все равно… - сказала Алиса. - Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот». Учитель: Так что же хотел сказать Алисе Кот? Учащиеся: Перед тем, как что-то делать, надо поставить цели и задачи. Продолжим урок с отрывка из одной известной сказки.
4. Изучение нового материала. Цель: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий. Содержание этапа 4 Деятельность учителяДеятельность ученика 1. Изучение нового материала. Проводит инструктаж по группам о выполнении практической работы и исследовании построенных графиков. Слушают объяснение учителя. Выполняют работу, в которой наглядно видно моделирование практической ситуации. Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г. Дидактическая задача: обеспечить восприятие, осмысление изучаемого материала, способствовать усвоению способов и средств, которые привели к определенному содержательному выводу. Метод обучения: частично – поисковый. Форма работы: групповая.
Задание 1группе: Построить, графики функций: y = 2x + 5; y = 2x; y = 2x – 7. Проанализируйте полученные результаты и ответьте на вопросы: 1. Что общего в формулах, которыми заданы данные функции? 2. Что можно сказать о расположении графиков этих функций? (ответы запишите в бланки) Задание группам: Сделайте вывод о взаимном расположении построенных вами графиков линейных функций в зависимости от коэффициента k и от числа b. Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г. Задание 2 группе: Построить графики функций y = – x + 3; y = – 1,5x + 3; y = 3x + 3. Практическая работа.
Обсудив в группах полученные результаты, сравнив их и выявив закономерности взаимного расположения графиков линейных функций, учащиеся пришли к выводу: при одинаковых значениях k, графиками линейных функций являются параллельные прямые, а при различных значениях – графики пересекаются. Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г.
Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г. Физкультминутка. Мы руками бодро машем, Разминаем плечи наши. Раз-два, раз-два, раз-два-три, Упражнение повтори (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки). Корпус влево мы вращаем, Три-четыре, раз-два. Упражнение повторяем: вправо плечи, голова (Вращение корпусом влево и вправо). Мы размяться все успели, И за парты снова сели (Дети садятся за парты). Цель: снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
5. Первичное осмысление и закрепление изученного. Цель: Создать условия для первичного осмысления и закрепления полученных знаний. Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г. Дидактические задачи: Дать учащимся конкретные представления об изучаемых фактах; добиваться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения, систематизации новых знаний.
Содержание этапа 6. Деятельность учителя Деятельность ученика Самостоятельная работа обучающего характера. Объяснение предстоящей работы для 1 группы – тестирование с использованием ПК. 2 группа выполняют работу по карточкам. Проверка выполнения задания. Выполнение самостоятельной работы по группам Самопроверка с получением оценки по тестированию и взаимопроверка по готовым слайдам. Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г.
6. Проверка усвоения учащимися нового материала. Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г. Дидактическая задача: Установить усвоили или нет учащиеся, как в зависимости от k и b располагаются графики линейных функций. 1. Постройте графики функций у = – 2x + 3; у = – 2x – Определите значения b и k: Ответ: __________ 3. Найдите координаты точек пересечения графиков с осью ординат: Ответ: ___________ 1 в. 2группа 5 - **** 4 - *** 3 - **
Содержание этапа Деятельность учителяДеятельность ученика 1. Дифференцированное домашнее задание 2. Рефлексия. 3. Подведение итогов Записывает домашнее задание на доске и отвечает на вопросы учащихся. Мобилизация учащихся на рефлексию своей работы на уроке. Устные ответы на вопросы, заданные для рефлексии, высказывают своё мнение Записывают в дневник. Задают вопросы. Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г.
7. Домашнее задание. Цель: Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Домашнее задание записывается в дневник каждым учащимся, и проводится подробная инструкция по его выполнению. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с уровневым дифференцированием. Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г. Показатель выполнения дидактической задачи этапа - правильность выполнения домашнего задания, будет проверяется на следующем уроке.
8. Подведение итогов урока. Цель: Подвести итоги урока, обобщить и систематизировать знания, полученные на уроке. Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г. Дидактическая задача этапа: Оценить работу каждого ученика, прокомментировать работу класса в целом. Индивидуальная и фронтальная формы работы. Показатель выполнения дидактической задачи: Оценка работы групп. Самооценка. Оценка учителя.
9. Рефлексия. Цель: Создать условия для формирования навыков самоанализа. Черменева Г.Г., учитель математики. МБОУ " СОШ 4, г. Югорск, 2012 г. Форма работы: индивидуальная и фронтальная. Дидактическая задача этапа: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своей деятельности на уроке. На экране появляется слайд (вопросы следуют один за другим, учащимся необходимо дать ответ на каждый из них): - Вернемся к словам из книги «Простые истины». Способны ли вы на большее?