Лукина А.К., Сибирский федеральный университет
«Человеческие общества имеют такую организацию, такой уклад частной и публичной жизни, какие соответствуют характеру их семейной организации» Ле-Плэ
«В ряду других институтов социальной среды семья занимает наиболее важное место в деле определения поведения человека и исторических судеб народа. Значение семьи в этом отношении ничуть не менее, а скорее даже более важно, чем значение школы, церкви и государства, порознь взятых» П.Сорокин
Семейный ледоход» бывает редко. Но раз он начался он вызывает огромный ледоход во всех областях общественной жизни П.Сорокин
Цель, область применения Цель: Исследование состояния и особенностей функционирования семьи в современном российском обществе на примере Красноярского края Область применения: выработка социальной и семейной политики в Красноярском крае на основе достоверной научной информации
ИССЛЕДОВАНИЕ охватило 20 территорий края Районы: Ачинский Больше-Улуйский Емельяновский Канский Каратузский Курагинский Манский Минусинский Новоселовский Саянский Сухобузимский Тасеевский, Туруханский Города: Красноярск Ачинск Канск Лесосибирск Минусинск Норильск Шарыпово
Программа исследования Экономическое положение Структура семьи, демографическое поведение Особенности внутрисемейных отношений Семейное воспитание Взаимоотношения со школой и другими социальными институтами
Характеристики выборки: возраст
Характеристики выборки: пол
Характеристики выборки: место проживания
Факторы, влияющие на социализацию ребенка уровень материального обеспечения семьи модели отношений родителей с детьми образ жизни семьи ценностные ориентации родителей отношение с другими социальными институтами, в частности, со школой гражданская позиция родителей
Во все времена элиту воспитывали в закрытых учебных заведениях В Советской России роль инициации для юношей выполняла Армия. Теперь её фактически нет, т.к. через армию проходит менее 30% юношей
Типы семей идеальная аномальная нормальная Реальная
Типы реальных семей в истории России 18 век: крепостничество Крестьяне – выбор барина, Дворяне – детей воспитывают не матери, а кормилицы 19 век – 4 сословия Крестьяне – семейное хозяйство при жесточайшей эксплуатации женщины Дворяне – ничего не меняется Купцы- покупка всего Пролетарии- жена- домохозяйка
Продолжение Начало 20 века – добавилась интеллигенция – сексуальная революция; все остальное – по- прежнему Советский период – государство брало на себя многие функции семьи, и, как и все тоталитарные государства, строго контролировала сексуальную жизнь граждан Индустриализация и урбанизация автоматически ведут к разрушению семьи Постсоветский период – государство делает вид, что семья есть, на самом деле – менее 30% семей справляются со своими функциями.
Уровень материальной обеспеченности семей
Источники дохода
Различия в доходах по регионам Продолжает оставаться существенный разрыв в уровне доходов у сельских и городских семей: на селе в 6 раз больше, чем в городе, семей с доходом менее 2 тысяч рублей, и во столько же раз ниже – с доходом более 15 тысяч в три раза ниже с доходом тысяч рублей
Оценка изменения положения семьи
Причины изменения положения семьи
На кого (что) рассчитывает семья в трудной ситуации
Различия от места жительства Сельчане значительно больше, чем горожане, рассчитывают на государство и родственников – у них по-прежнему сильны патерналистские тенденции Среди горожан значительно больше тех, кто надеется на своё предприятие и подработку
Общие тенденции в структуре и функциях семьи Преобладание однодетности Изменение разделения труда в семье Изменение основы семьи – личная привязанность – рост разводов Продолжающаяся эмансипация женщин – одиночество Нарастание социальной безответственности мужчин
Основные проблемы семейного воспитания Накопление социальной безответственности в обществе Усиление воздействия средовых факторов Экономическая несостоятельность многих семей Психологическая напряженность внутри семьи Психолого-педагогическая безграмотность родителей
Отличие детства родителей от детства современных детей нет бабушек в деревне, и, следовательно, огромный пласт культуры просто проходит мимо их сознания первое поколение, которое растет в семьях, не имеющих трудовой морали, и не имеющих суровой необходимости в каждодневном труде по самообслуживанию жесточайший внутренний конфликт между нравственными нормами, которыми было пропитано их детства – нормами коллективизма, и индивидуалистическими нормами, обеспечивающими благополучие в современном мире социально-экономическая нестабильность ведет к утрате дальней перспективы, что влияет и на воспитательную, и на воспроизводственную функции семьи
Представления родителей об успехе детей
Отношение к воспитанию детей
Обязанности родителя по отношению к ребенку
Территориальные различия Сельские респонденты выше оценивают помощь в получении профессии и передаче своего жизненного опыта Для городских важнее «помочь устроиться на работу» и «научить принимать решения»
Отношение к совместному досугу
Изменение отношения к досугу
Доступность культурных ресурсов
Причины беспокойства
Действия в случае встречи с детским неблагополучием
Семья для меня – это…
Частота внутрисемейных конфликтов
Причины конфликтов
Особенности распределения денег в семье
Распределение домашних дел
Выводы и рекомендации Разработка модели социально-психологической и педагогической помощи социально несостоятельным семьям Создать материально-экономические условия для обеспечения равенства в получении образования и социализации детей из различных семей. Повышать культуру семейных отношений Профилактика проявлений различных форм экстремизма Контроль выполнения социальных гарантий населению
При реформе общества слишком большое внимание обращают на «формы правления» или «программы политических партий» и слишком малое на семью», а всякая социальная реформа, игнорирующая строй семьи, будет не очень прочной и продуктивной. Она скорее даст бумажные результаты и перемену формы, а не су щество дела. Это должен помнить всякий педагог и всякий политик. П.Сорокин
Спасибо за внимание!