К ОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ А.Я.Данилюк А.М. Кондаков В.А. Тишков Москва «Просвещение» 2010 г.
Содержание Национальный воспитательный идеал Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания (далее ДНР и В) Духовно-нравственное развитие и воспитание Базовые национальные ценности Основные принципы организации ДНР и В
Общие положения 1. В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. 2. Гражданин РФ, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности.
3. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию РФ подчеркнуто: «…общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков и к каждой странице нашей отечественной истории».
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества 1. Ценности личности закладываются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в СМИ, искусства, отдыха и т.п. 2. Но наиболее системно и глубоко духовно-нравственное развитие происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
3. В школе должна быть сосредоточена интеллектуальная, гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. 4. Сфера общего образования призвана обеспечивать ДНР и В обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России
Концепция – методологическая основа разработки и реализации ФГОС общего образования Концепция определяет: характер современного национального воспитательного потенциала; цели и задачи ДНР и В детей и молодежи; систему базовых национальных ценностей; условия и принципы ДНР и В обучающихся.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечивает эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач
Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: нация; национальное государство; национальное самосознание; патриотизм; гражданское общество;
- многообразие культур и народов; - межэтнический мир и согласие; - социализация, развитие, воспитание; - национальный воспитательный идеал; - базовые национальные ценности; - ДНР и В личности гражданина России.
- многообразие культур и народов; - межэтнический мир и согласие; - социализация, развитие, воспитание; - национальный воспитательный идеал; - базовые национальные ценности; - ДНР и В личности гражданина России.
1. Национальный воспитательный идеал Необходимо учитывать: - преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; - духовно-нравственные ценности, определенные в соответствии с действующим российским законодательством; - внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией;
Национальным приоритетом является: приумножение многонационального народа России в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации
Современный национальный воспитательный идеал определяется: в соответствии с национальным приоритетом; исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох; согласно Конституции РФ; согласно Закону РФ «Об образовании» (ст. 14, ст. 9, п.6)
2. Цели и задачи ДНР и В В сфере личностного развития воспитания обучающихся должно обеспечить: готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла жизни, индивидуально-ответственному поведению; готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деят-ти, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм; укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовныхх отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей СОВЕСТИ;
формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; развитие совести как нрав-го самосознания личности, способ-ти формулировать собств-ые нравств-ые обязательства, осуществлять нравст.самоконтроль, требовать от себя вып-я моральных норм, давать нрав.самооценку своим и чужим поступкам; принятие личностью базовых нац-х ценностей, нац-х духовных традиций; гот-ть и способ-ть выражать и отстаивать свою общественную позицию, оценивать собственные намерения мысли и поступки;
спос-ть к самост. поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности других людей, ценности чел-кой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
свободолюбие в сочетании с моральной ответственностью перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями; укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
В сфере общественных отношений: осознание себя гражданином России на основе принятия общих нац-х нрав-х ценностей; гот-ть граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам; развитость чувства патриотизма и гражд. солидарности; заботу о благостоянии граждан; осознание ценности семьи; понимание нравст-х устоев семьи;
бережное отношение к жизни чел- ка, забота о продолжении рода; законопослуш-ть и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок; дух-ую, культурную и социальную преемственность поколений.
В сфере государственных отношений: формирование мотивации к активному и ответственному участию в общ-ной жизни, формирование власти и участию в госуд-ных делах; укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления; повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны; укреплению национальной безопасности.
3. ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ
Обеспечение ДНР и В Задача соврем-ной госуд-ой политики Задача современной образовательной системы
СФЕРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ: формирование активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну; Духовно-нравственное развитие личности гражданина России на основе опыта и традиций;
Учащиеся должны осознать ЦЕННОСТИ: 1. СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ. 2. КУЛЬТУРНО-РЕГИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА. 3. КУЛЬТУРЫ СВОЕГО НАРОДА. 4. ГРАЖДАНСКОЙ НАЦИИ 5. МИРОВОГО СООБЩЕСТВА.
4. БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ Базовые нац. ценности Базовые нац. ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Источники БНЦ Источники БНЦ: многонац-ый народ РФ, общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Базовые национальные ценности раскрываются в системе нравственных ценностей: патриотизм; патриотизм; социальная солидарность; социальная солидарность; гражданственность; гражданственность; семья; семья; труд и творчество; труд и творчество; наука; наука; традиционные российские религии; традиционные российские религии;
искусство и литература; природа; человечество.
5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДНР и В на основе: 1. Нравственного примера педагога. 2. Социально-педагогического партнерства. 3. Индивидуально-личностного развития. 4. Интегративности программ духовно- нравственного воспитания. 5. Социальной востребованности воспитания.
КАЖДАЯ ИЗ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ ЗАДАЧУ, для решения которой участники образовательного процесса обращаются к содержанию: - истории России, российских народов, своей семьи, рода; - жизненного опыта своих родителей, предков; - традиционных российских религий; - произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
- периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь; - фольклора народов России; - общественно-полезной и личностно- значимой деятельности; - учебных дисциплин; - других источников информации и научного знания.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России – ключевой фактор развития страны Воспитание человека, формирование свойств духовно- развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться – важнейшее условие успешного развития России.