«Деятельностный подход в преподавании истории» Шинкарева О.А., учитель истории и обществознания Гимназии 1 им. А.С.Пушкина
Тутанхамон Сети I Елизавета I У. Черчилль Сталин Сооружены Золотые ворота во Владимире Княжение Семеона Ивановича Гордого.
Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений… Формирование важнейших культурно- исторических ориентиров для самоидентификации личности и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества. Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней ( ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ от «17» декабря 2010 г ). Задачи изучения истории в основной школе:
Развивающее обучение – деятельностный подход 30-ые годы XX века х гг. ХХ в. Л. С. Выготский Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова П. Я. Гальперин А. Н. Леонтьев С. Л. Рубинштейн «Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат» (Л.Н. Алексашкина, доктор педагогических наук, профессор института содержания и методов обучения РАО).
Цель работы: показать, как принципы деятельностного подхода в обучении реализуются в преподавании истории
Тема урока по истории в 6 классе: Владимир Святославович ( ). Принятие христианства. Поиск и постановка учебной задачи 1.И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Владимир собрал воинов многих, пришел к Полоцку и убил Рогволда и сыновей его, а дочь его взял в жены насильно. 2. Справочные сведения 1.В русских народных сказаниях (былинах) Владимир именуется «ласковый князь», «Красное Солнышко». 2. Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа. I.Работа с текстом
Учебник по истории Отечества для 7-го класса, А.А. Преображенский и Б.А. Рыбаков, тема « Битва на Калке » : « В поход снарядилось объединенное войско южнорусских князей. Каждый князь стоял своим лагерем, действовал самостоятельно, не желая считаться с другими ».
Принцип движения от общего к частному Тема урока истории, 5 класс: «Возникновение религии». Учащиеся получают задачу: «Археологи нашли могильник, в котором были останки когда-то похороненного человека. Он лежал в позе спящего на боку, в повседневной одежде. Рядом было оружие, посуда, остатки пищи. Вопрос: к какому времени относится могила - дорелигиозному или к той поре, когда религия уже возникла? Докажи свое решение».
Тема раздела: «Россия в годы царствования Александра I». Опережающие задание. - Пушкин: «Дней Александровых прекрасное начало». - Вяземский: «Сфинкс, не разгаданный до гроба». - Пушкин: «Плешивый щеголь, враг труда». -Греч: «…доброе сердце, светлый ум, отсутствие самостоятельности характера, упрям, злопамятен». - Адам Чарторыйский (друг юности императора): Александр «восторгался красотами природы. Александр любил смотреть на сельские работы, на грубую красоту крестьянок; полевые труды, простая спокойная жизнь в уединении: таковы были мечты его юности».
Многие формы урока уже в себе содержат деятельностный подход. К ним относятся такие формы: дискуссия, деловая игра, групповая работа. "Суд, который не состоялся..."( суд над М. Робеспьером).
Учимся работать в группах…
«Сетевой город» в помощь…
Самооценка учащегося Критерии работы в группах: 1.Степень активности 2.Реализация роли 3.Уровень выступлений (знание фактического материала, речевое оформление) Критерии устного ответа: 1.Знание содержания материала 2.Уровень изложения материала (терминология, связность речи, вывод). 3.Наличие дополнительного материала 4.Ответы на вопросы
Спасибо за внимание!