РОГАЧЕВА В.Д. УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ «МОСКВА – ЦЕНТР ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В XIV-XVI ВЕКАХ» РОСТОВ-НА-ДОНУ 2005
Цель проекта Помочь студентам осознать значимость необходимости сохранения российской государственности в современных условиях
Троице - Сергиева лавра. МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ: Научить студентов пониманию закономерности и прогрессивности процесса объединения русских земель и складывания единого централизованного государства; Дать представление об исторических личностях, внесших вклад в объединение страны. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРОЕКТА: Формирование у студентов исторического сознания и представления о сложности и многогранности исторического процесса; Формирование чувства любви к своему отечеству. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ВОПРОС: ПОЧЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЦЕННОСТЕЙ РУССКОГО НАРОДА?
Аннотация Данный учебный проект предназначен для преподавателей отечественной истории и студентов первого курса неисторических факультетов. Его использование окажет методическую помощь преподавателям при подготовке к лекциям, а студентам- к семинарским занятиям. Использование материалов этого проекта будет способствовать стимулированию познавательной и исследовательской деятельности студентов и поможет им более глубоко понять важность сохранения российской государственности в современных условиях.
Проблемные вопросы Как происходило объединение русских земель в Х1У-ХУ веках? Что способствовало объединению? Какие политические, экономические и социальные процессы развивались одновременно и параллельно с объединением русских земель? Почему именно Москва стала центром объединения русских земель?
Темы самостоятельных исследований: Какое событие сыграло огромную роль в установлении главенствующего положения Москвы? Как состоялась встреча Д. Донского и С. Радонежского? О чем была их беседа? Причины победы русского войска в Куликовской битве. Значение Куликовской битвы для развития процесса объединения русских земель. В каких литературных памятниках описываются события 8 сентября 1380 года? Какое влияние на объединительный процесс оказывали отношения Руси с Ордой? Какие этапы прошел объединительный процесс русских земель? Какую роль в объединении русских земель сыграл Иван Ш? Особенности и последствия процесса объединения русских земель? План и ход Куликовской битвы. Иван Калита. Исторический портрет. Василий Темный. Заговор и предательство. Присоединение Новгородского княжества. Шелонская битва. Судебник Ивана Ш. Стояние на реке Угре. Завершение объединения русских земель при Василии Ш. Иван Грозный – человек и политик. Реформы Ивана Грозного. Роль Земских соборов в управлении государственными делами. Конец династии Ивана Грозного. Значение образования единого централизованного российского государства.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ: рефераты доклады Таблицы схемы хронологические странички проверочные работы
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОЕКТА На лекцию – 2 часа: Индивидуальная работа -2 часа Самостоятельная работа-8 часов( поиск материалов, обработка и оформление результатов) На семинар – 2 часа
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ: 1. Учебники: Орлов А.С., Георгиев В.А. и др. История России. М.,2001. Главы Монографические издания: Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., Зимин А.А. Витязь на распутье. Феодальные войны в России ХУ в. М., Казаков Р.Б. Судебник 1497г.// Вопросы истории, 2000, 3. Кобрин В.Б. Иван Грозный. М.,1989. Скрынников Р.Г. Царство террора. СПб., Юрганов А.А. У истоков деспотизма. // История отечества. Люди, идеи, решения. М., Янов А. Россия: У истоков трагедии М., Фоновые рисунки: Крепость Ивангород. Атлас по отечественной истории. 6 класс С. 41 Соборы Московского Кремля // Хрестоматия по истории России. Ч.1. М., 1994 Собор Василия Блаженного в Москве. // Атлас по отечественной истории 6-7 класс. М.,.1998/1999. С.6 «Иван Калита»// Атлас по отечественной истории. 6 класс. М., 2004 «Дмитрий Донской»// Атлас по отечественной истории 6 класс. М., 2004 Монастыри в Московской Руси. Атлас по отечественной истории.2004г., 6 класс. С. 30. План Куликовской битвы// Атлас по отечественной истории 5 класс. М., 1996 Васнецов А.М. Московский Кремль при Иване Калита // Атлас по отечественной истории. 6 класс. М., 2004 Сергий Радонежский благословляет Д. Донского// Пашков