Тема урока: Лексические нормы». «Язык – это история народа и культуры. Поэтому изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.» А.И.Куприн. Подготовила учительница русского языка и литературы МБОУ «СОШ 2 с.Чермен» Тотрова Зоя Ильинична
На сегодняшнем уроке мы повторим и обобщим знания по теме «Лексикология», будем определять лексическое значение слов с помощью словарей, вспомним, что такое синонимы, омонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова. Также вспомним некоторые правила орфографии.
.: Дома вам нужно было в данных словах поставить ударение и из толкового словаря выписать лексическое значение этих слов. Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Диспле/й – электронное устройство с экраном Фено/мен – исключительная личность. Диспа/нсер – лечебно-профилактическое учреждение. Детекти/в – литературное произведение с приключениями сыщиков Ревера/нс – почтительный поклон Абсу/рд – нелепость, бессмыслица Беллетри/стика – повествовательная художественная Литература Антите / за – противопоставление понятий, мыслей образов.
Блиц-опрос: 1.Какой раздел науки изучает написание слова? 2.Какой раздел науки изучает правильность написания слова? 3.Какой раздел русского языка изучает произношение слов? 4.Какой раздел русского языка изучает словарный состав языка? 5.Какой раздел русского языка изучает способы образования слов? 6.Какой раздел русского языка изучает устойчивые сочетания слов?
Ребята, вы знаете, что в русском языке есть слова паронимы. Скажите какие слова называют паронимами? (паронимы – это однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении). У каждой группы есть толковые словари, Найдите в них, что означает слово эффективный? Эффективные – приводящий к нужным результатам, действенный (например: необходимы эффективные меры, чтобы добиться необходимых результатов) А теперь подберите к нему пароним (эффектный.) Давайте найдём в толковом словаре что же означает слово эффектный?(производящий сильное впечатление.)
А теперь подберём паронимы к словам и постараемся дать им лексическое значение. А с выделенными словами составим словосочетания. Задание выполняем по группам. Команда «Красные»: Демократический (демократичный) Злой (злостный) Сытый (сытный)
Команда «Зеленые»: Игольный (игольчатый) Ароматный (ароматический) Искусственный (искусный) Команда «Желтые»: Каменный (каменистый) Невежа (невежда) Скрытый (скрытный)
«Красные»: 1. Назовите основные способы образования переносных значений? 2. Назовите виды синонимов. Приведите примеры. 3. В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы? 4.Примеры
«Желтые»: 1. Что такое синонимы? Приведите примеры. 2. Что такое омонимы? Приведите примеры. 3.Что такое антонимы? Приведите примеры. 2.Что такое омофоны? Приведите примеры.
«Зеленые»: 1. Какие слова называются устаревшими? Приведи примеры. 2. Какие слова называются неологизмами? Приведите примеры. 3. Какие слова называются профессионализмами? Приведите примеры. 4. Какие слова называются диалектизмами? Приведите примеры
Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Всё, что дают они тебе – это их труд, усталость. Береги их здоровье, покой. Не приноси им боли, огорчений. Умей уважать труд своих родителей. Ведь самое большое счастье для них – хорошие дети. А что значит быть хорошим сыном или дочерью? (Ответы детей). А что значит быть хорошим сыном или дочерью? (Ответы детей).
Задания к тексту: 1.О чем этот текст? 2. Определите основную мысль. 3. Определите стиль текста. 4. Определите тип текста. 5. Определите способ связи между предложениями.
Задание к тексту. Красные: Со словом труд подберите пословицы и фразеологизмы. Желтые: К слову труд подберите синонимы и антонимы. Зеленые: К слову труд подберите однокоренные слова.
Орфографический тренинг (для всех команд) Пример для анализаНазвание орфограммы Свой пример 1.Преинтересный пришкольный, превозносить. 2.Уберём, протирать подпереть. 3.Расчёска, шёлк, шов. 4.Лестница, радостный, местность. 5.Тропинка, утонул, зелёный.
Итог урока Уч.: Ребята, важно ли правильно понимать лексическое значение слов? Уч.: А теперь вспомните эпиграф нашего урока и скажите, согласны ли вы с мнением Александра Ивановича Куприна, что изучение языка является необходимостью?. Наша речь будет правильной, выразительной и чистой.. Зная лексическое значение слова, вы будете не только сами говорить правильно красиво и точно, но и всегда поймёте своего собеседника.
Спасибо за урок. Вы все хорошо поработали. Подготовила учительница русского языка и литературы МБОУ «СОШ 2 с.Чермен» Тотрова Зоя Ильинична