ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ ТОВАРНЫЙ ЗНАК Д.В. ИВАНОВ начальник отдела НИОКР и трансфера технологий кандидат технических наук Ставрополь
Промышленный образец В качестве промышленного образца охраняется художественно- конструкторское решение изделия промышленного или кустарно- ремесленного производства, определяющее его внешний вид
Промышленные образцы 1. Объемные промышленные образцы 2. Плоскостные промышленные образцы
Субъекты права на получение патента на промышленный образец в РФ. авторы промышленного образца; работодатели авторов промышленного образца; правоприемники указанных лиц.
Исключительные права на промышленный образец. «Никто не вправе использовать запатентованный образец, в том числе совершать следующие действия: ввоз на территорию Российской Федерации, изготовление, применение, предложение к продаже, продажу, иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью … изделия, в котором использован запатентованный промышленный образец»
Условия патентоспособности промышленного образца. 1. исключить из круга патентоспособных промышленных образцов следующие решения: - решения, обусловленные исключительно технической функцией изделия; - решения объектов архитектуры (кроме малых архитектурных форм); - решения промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений; - решения, относящиеся к объектам неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ; - решения изделий, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Условия патентоспособности промышленного образца. 2. урегулированы два условия: «новизна» «оригинальность»
Оформление патентных прав на промышленный образец заявление о выдаче патента, оформленное по установленным правилам; комплект изображений ПО, дающих полное детальное представление о внешнем виде изделия, к которому относится ПО; чертеж, эргономическую карту, конфекционную карту, если они необходимы; описание промышленного образца; перечень существенных признаков промышленного образца.
Экспертиза заявки Формальная экспертиза в процессе которой проверяется наличие документов и соответствие представленных документов установленным формальным требованиям Экспертиза по существу - установление приоритета промышленного образца; - поиск; - проверку соответствия заявленного промышленного образца установленным законом условиям патентоспособности; - вынесение решения.
Срок рассмотрения заявки ФИПС в настоящее время составляет девять-десять месяцев
Патент как охранный документ. Получаемый патентообладателем патент на промышленный образец удостоверяет: приоритет промышленного образца; авторство создателя промышленного образца; исключительное право патентообладателя на промышленный образец.
Срок охраны Патент на промышленный образец действует в течение десяти лет с даты подачи заявки. Срок действия патента на промышленный образец может быть продлен по ходатайству патентообладателя, но не более чем на пять лет.
Передача права на промышленный образец «Любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать запатентованный промышленный образе с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора)
ТОВАРНЫЙ ЗНАК обозначение, которое используется для того, чтобы отличить товары и услуги одного предприятия от товаров и услуг другого предприятия. «Товарный знак представляет собой любое обозначение, которое индивидуализирует товары или услуги данного предприятия и отличает их от товаров и услуг его конкурентов»
Товарный знак определяется как обозначение, способное отличить товары одних юридических или физических лиц от однородных товаров других. Прежде всего товарным знаком признается условное обозначение, своего рода символ, который помещается на выпускаемой продукции, ее упаковке или сопроводительной документации, и заменяет собой под час длинное и сложное название (наименование) изготовителя товара.
Какими отличительными свойствами должен обладать товарный знак? он должен обладать различительной способностью не должен вводить в заблуждение
Функции товарного знака: Информационная (каждый ТЗ отсылает человека к обозначаемому предмету); Отличительная (ТЗ характеризуется отсылкой к определенному товаропроизводителю); Гарантийная ( помимо простого отличия одного товара от другого ТЗ гарантирует потребителю определённый набор полезных свойств товара, его качества и репутацию на рынке); Рекламная (ТЗ выделяет из массы однородных именно данный товар); Ограничительная (ТЗ запрещает другим лицам его использование без разрешения)
Виды товарных знаков. По форме своего выражения товарные знаки могут быть: словесными, изобразительными, объемными, комбинированными и другим.
Словесные товарные знаки чрезвычайно разнообразны. В их качестве часто избираются имена известных людей, героев художественных произведений, мифологических персонажей, названий животных, птиц, растений, драгоценных камней, небесных тел. Нам стоит вспомнить о знаменитом производителе автомобилей, компании Форд, названной, естественно, в честь Генри Форда, который построил первый её автомобиль. (водка Жириновский, коньяк Наполеон) А также производные из древних языков (Лактос, Санорин). Мы часто встречаемся с сокращениями, такими как IBM. В настоящее время часто встречаются товарные знаки, представляющие собой искусственно образованные слова. (Электролюкс, Виагра).
Изобразительные товарные знаки - это обозначения в виде различных значков, рисунков, символов. Это могут быть разного рода орнаменты, изображения животных, птиц, комбинации из различных фигур и тд. Хотя их эффективность по сравнению со словесными товарными знаками оценивается ниже, в России на их долю приходится около 70% всех регистрируемых отечественных товарных знаков..
Объемные товарные знаки представляют собой изображение товарного знака в трех измерениях. Предметом объемного товарного знака может быть оригинальная форма изделия, например форма мыла, пилюли и т.д., Один из наиболее известных объёмных ТЗ – это ТЗ фирмы «Мерседес» К объёмным ТЗ относятся также форма бутылки для напитка или флакона для духов, коробки сигарет. Одним из известных объёмных ТЗ является форма бутылки кока-колы
Комбинированные товарные знаки сочетают в себе элементы названных выше знаков. Одним из самых распространенных их видов являются этикетки в которых сочетаются словесные и изобразительные элементы в определенном цветовом исполнении (например обертка для конфет «Мишка косолапый» зарегистрированная Московской экспериментальной кондитерской фабрикой «Красный Октябрь»). Кроме перечисленных видов товарных знаков допускается к регистрации и другое обозначение товаров и услуг, в частности звуковые, световые, обонятельные и иные обозначения. Звуковые- рекламный перезвон может служить товарным знаком. В некоторых странах существуют даже обонятельные знаки, когда определённый запах может быть защищён в качестве товарного знака.
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака обозначения, состоящие из элементов, представляющих собой государственные флаги, гербы и государственные эмблемы, печати, награды и другие знаки отличия, или сходные с ними до степени смешения обозначения; обозначения являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Обычно вводящим в заблуждение товарным знаком будет такой, который сообщает, что товары, для которых он используется, обладают определенными качествами, которых на самом деле у них нет. Примером мог бы стать товарный знак «Натуральная кожа» для товаров, которые не изготовлены из настоящей кожи; обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товара. Например, когда товарный знак заявляет определённое географическое происхождение товаров, которое не является истинным, например, название Бордо используется для вина, которое в действительности не производится в районе Бордо, тогда он также считается вводящим в заблуждение товарным знаком.
Географическое указание - это обозначение, используемое на товарах, которые имеют конкретное географическое происхождение и обладают качествами или репутацией, определяемыми этим местом происхождения. Чаще всего географическое указание состоит из названия места происхождения товаров.
например, «Тоскана» для оливкового масла, изготовленного в конкретной области Италии, «Рокфор» для сыра, изготовленного во Франции. Люди, которые изготавливают сыр рокфор, говорят, что он имеет такой вкус, так как дозревает в пещерах области Рокфор. И только потому, что он дозревает в этом особом месте, он в конце концов приобретает тот вкус, которым знаменит. Если бы мы использовали тот же самый способ изготовления в других пещерах, то сыр имел бы другой вкус и не был рокфором. То же самое применимо к естественным условиям, влияющим на выращивание винограда, таким как климат, особенности почв и тд.
Как охраняется географическое указание? Географические указания охраняются в соответствии с национальным законодательством и согласно широкому спектру концепций, в частности, таких как законодательство по борьбе с недобросовестной конкуренцией, законодательство по охране интересов потребителей, законодательство по охране сертификационных знаков или специальные законы по охране географических указаний или наименований места происхождения.
Как географические указания охраняются на международном уровне? 1.Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г; 2.Лиссабонское соглашение об охране наименований мест происхождения и их международной регистрации. 3.Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) регулируют международную охрану географических указаний в рамках Всемирной торговой организации (ВТО).
Спасибо за внимание!