Москва и Петербург -- литературные полюсы Michael Makin RC Lang November 2007
Концептуальный Петербург строился писателями Пушкин Гоголь Достоевский
Самые известные произведения Пушкина, Гоголя и Достоевского в «Петербургском тексте» «Пиковая дама» «Медный всадник» (1833) Петербургские повести («Записки сумасшедшего», «Нос», «Невский проспект», «Шинель» ые, 1840-ые годы) «Бедные люди», «Двойник» (1845-6), «Записки из подполья» (1864), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1869)
Петербург литературного мифа сочетает петровский проект великолепного, нового города с совсем другими элементами: Логика борется с безумием Человеческая воля борется с природой Разум борется с демоническим Высочайшая власть давит «маленького человека» Город – место насилия, преступления, торговли людьми Жители (как почти все авторы)– все приезжие, все чужие, все одинокие.
План города в 19-ом веке Человек (прямые линии) борется с природой (кривые линии)
Кроме Пушкина, Гоголя и Достоевского, многие другие авторы писали части «Петербургского текста» 19-го века. Например – Николай Некрасов Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: "Гляди! Сестра твоя родная!" 1848 (?)
Петербург литературного мифа – не великолепный град Петра…
…а город бедности, грязи, тесноты, отчаяния. Дворы Петербурга в районе, где происходит действие «Преступления и наказания»
Московский «текст» менее ясный
Его три главных элемента (по статье Иена Лили) Первый Благочестивая женственность
Второй Хлебосольство, любовь к застолью
Третий элемент Москва – духовный центр, Третий Рим
Кто создавал «московский текст»? Карамзин («Бедная Лиза», 1792; «Записки старого московского жителя», 1803) Толстой («Война и мир», 1860-ые годы) Аполлон Григорьев («Мои литературные и нравственные скитальчества», 1862) Александр Островский (пьесы, ранние записки, ые годы ) И многие другие Но текст более фрагментарный, чем петербургский
Островский «ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ В ПРАЗДНИК» Когда у нас за Москвой-рекой праздник, так уж это сейчас видно. И откуда бы ты ни пришел, человек, сейчас узнаешь, что у нас праздник. Во-первых, потому узнаешь, что услышишь густой и непрерывный звон во всем Замоскворечье. Во-вторых, потому узнаешь, что по всему Замоскворечью пахнет пирогами.
Гендерные признаки Петербург – мужской (разум, индивидуальность, воля, мирская власть), ближе к интеллигенции Москва – женская (органика, святость, непосредственность, коллективность, способность терпеть, духовность), ближе к земле и народу
Московский быт
Гоголь Петербург: французские хлебы; немцы; одни женихи; расчет; все во фраке; все едут на «должность» Москва: блины; калачи; город, перекрестившись…, выезжает на рынок; она всех кормит; все едут на обед…
Белинский Петербург: мода; компактный, новый город; все ходят; кондитерские; правительство; «чиновник» Москва: традиция; кривые, узкие улицы; город распространяется далеко; трактиры; старые аристократы; «барин»
А потом? Как продолжается и преображается эта бинарная оппозиция в двадцатом веке? Читайте дальше!